loader image
Последствия ЧАЭС для Беларуси

Чернобыль: цена лжи. Последствия ЧАЭС для Беларуси

В ночь с субботы на воскресенье, 26 апреля 1986 года, авария на Чернобыльской атомной электростанции (город Чернобыль) разделила историю Беларуси на «до» и «после». В 13:23:50 26 апреля на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС произошёл взрыв, полностью разрушивший реактор. Разрушение реактора привело к выбросу в воздух огромного количества радиоактивных веществ. Они воздушными потоками стали быстро распространяться по обширным территориям. И последствия ЧАЭС для Беларуси были самыми катастрофическими.

Первоначальный анализ ситуации показал, что южная часть Беларуси подверглась прямому облучению от взрыва. Позже площадь сильного загрязнения увеличилась до территории Могилёвской области. Но здесь она появилась в основном в результате выпадения специальных реагентов радионуклидов. Эти радионуклиды были из движущихся в направлении Москвы радиоактивных облаков. В результате 70% всего радиоактивного загрязнения пришлось на территорию Беларуси. В этой зоне оказались около 2 миллионов 100 тысяч человек (25% населения Беларуси).

Представители разных профессий проявили верность в первые часы и дни, не позволили разрастись масштабам аварии. Только в конце мая 1986 года активный выброс радиоактивных материалов из разрушенного реактора был остановлен.

Причина взрыва в Чернобыле

Как позже выяснилось, авария имела глубокие причины. Они коренились в технической отсталости СССР и серьёзных просчётах в развитии атомной энергетики. Непосредственно 26 апреля в результате необдуманных действий дежурной смены (субъективный фактор) при наличии недостатков в конструкции реактора и станции в целом (объективный фактор) произошёл взрыв на четвёртом энергоблоке Чернобыля.

Чернобыль: цена лжи и дезинформации советской власти

Между тем союзные и республиканские власти на первых порах избрали тактику сокрытия информации о масштабах бедствия. Они практически затормозили организацию действий, которые могли бы снизить негативные последствия для населения.

На второй день после аварии представители Швеции, Норвегии, Англии и др. рассказали о резком повышении радиационного фона в воздушном пространстве своих стран. Только после этого официальные СМИ СССР скромно сообщили об аварии, в результате которой произошло «некоторое увеличение радиационного фона».

Помощь пострадавшим осложнялась позицией центральной и республиканской советской власти. В то время, когда в атмосфере была самая высокая концентрация радиоактивной пыли, этот факт держался в строжайшей тайне от общества. Не были отменены даже традиционные первомайские демонстрации. В этих демонстрациях, как и каждый год, участвовало большинство жителей заражённой территории. Дети и молодёжь маршировали под радиоактивным небом. Когда новости о Чернобыле достигли общественности, коммунистическая пропаганда стремилась уменьшить масштаб трагедии. Коммунисты пытались убедить общественность в том, что нахождение в заражённых районах не представляет опасности.

Хотя масштабы катастрофы становились всё более очевидными, белорусское руководство (Первый секретарь ЦК Коммунистической партии Беларуси Николай Слюньков и премьер-министр Михаил Ковалёв) и подчинённые им ведомства продолжали скрывать правду от населения. В многочисленных публичных выступлениях они уверяли, что авария на Чернобыльской АЭС имела только местное значение и никак не угрожает безопасности народа Беларуси.

Роль в дезинформации общества сыграли и медицинские службы. Их представители своим авторитетом заверили, что проблем из-за аварии на Чернобыльской АЭС нет. Все рекорды безответственности и некомпетентности были побиты главой Главной эпидемиологической службы, а заодно и замминистра здравоохранения Виктором Буряком. Этот чиновник, ссылаясь на московских учёных, утверждал, что безопасно жить на территории, где уровень загрязнения в несколько десятков раз выше нормы для здоровья. Советская элита проявила беспрецедентное безразличие к судьбе своих граждан.

Ликвидация последствий ЧАЭС в Беларуси. Какие меры предпринимали советские власти?

Службы, которые должны были оказывать помощь населению в результате радиоактивного заражения страны, оказались к этому совершенно не готовы. Пассивность и беспомощность перед угрозой здоровью населения проявили партийные комитеты, администрация и службы безопасности.

Были допущены серьёзные ошибки и просчёты в организации работы, информировании населения, обеспечении его более простыми средствами защиты от радиации, контрольно-дозиметрическими приборами, охраной имущества и т. д.

В начальный период аварии руководство республики даже отказалось от средств, выделенных профсоюзным центром на устранение этой проблемы. Они не обратились за помощью к международному сообществу.

События вынудили руководство республики 4 мая 1986 г. принять решение о переселении населения из 30-километровой зоны вокруг Чернобыльской АЭС. В первую очередь это касалось жителей Брагинского, Хойникского и Наровлянского районов. К концу года 27,7 тыс. человек были переселены в другие малозагрязнённые районы. В Украине, где площадь загрязнения была намного меньше, переселено было около 100 тыс. человек.

Программа ликвидации последствий аварии на ЧАЭС

Подходы к исходу аварии стали меняться после первых альтернативных выборов 1989 г. в Верховный Совет БССР. Новый Совет утвердил Государственную программу ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в Белорусской ССР на 1990-1995 годы, разработанную Правительством Беларуси.

В рамках программы были приняты дополнительные меры по охране здоровья населения:

  • ещё около 100 тысяч человек были переселены на чистые территории;
  • составлены и опубликованы карты загрязнения территории республики;
  • создан Институт радиационной медицины;
  • в целях обеспечения социальной поддержки со стороны государства пострадавшим в аварии Верховный Совет Республики Беларусь в 1991-1992 гг. принял несколько новых законов.

Международная помощь в Чернобыль и пострадавшим районам Беларуси

Усилия нового руководства Беларуси были поддержаны международными организациями. Генеральная Ассамблея ООН приняла специальную резолюцию по оказанию Беларуси безвозмездной международной помощи. Примерно в то же время белорусское руководство, учёные и общественность решительно и аргументированно выступили против заявлений официальных лиц МАГАТЭ (Международного агентства по атомной энергии) о якобы завышенных оценках риска радиационного воздействия на здоровье человека и загрязнения окружающей среды.

Тень Чернобыля косвенно повлияла на авторитет международного ядерного консорциума, который в первую очередь заботился о своём будущем. Неслучайно действия представителей МАГАТЭ в публикациях, в том числе зарубежных, были восприняты как заговор международного ядерного лобби, его нежелание нести ответственность за техногенную катастрофу, которая в гигантских масштабах изменила состояние окружающей среды.

Последствия Чернобыльской аварии для Беларуси

Последствия аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года оказали огромное влияние на политическую, социальную и экономическую ситуацию. Более 70% радиоактивной пыли, поднявшейся от горящей АЭС, выпало на Беларусь. Четверть территории республики оказалась загрязнённой. Больше всего пострадали Гомельская и Могилевская области. Более 2,2 миллиона человек, почти пятая часть населения Беларуси, и сегодня находятся в зоне высокого загрязнения радиоактивным цезием-137.

Экономические последствия аварии на ЧАЭС для Беларуси

Болезненную часть этой суммы составляют потери, связанные с:

  • ухудшением здоровья граждан;
  • ограничением их производственных возможностей;
  • демографическим кризисом;
  • необходимостью тратить большие суммы на лечение пациентов;
  • необходимостью социальной помощи тем, кто потерял способность зарабатывать деньги в результате лучевой болезни.

Вторую группу составили материальные потери – исключённые из экономики Беларуси и оставленные в зоне отселения:

  • пашни;
  • леса;
  • вода;
  • промышленные объекты;
  • жилые объекты.

Авария разрушила образ жизни сотен тысяч людей и создала постоянный стресс у населения. В зоне радиоактивного заражения оказались более 3600 населённых пунктов, в том числе 27 мест, где проживало 2,2 миллиона человек – примерно пятая часть всего населения Беларуси. 137,7 тыс. человек были постепенно переселены из 470 наиболее загрязнённых населённых пунктов Гомельской и Могилевской областей.

Всего из загрязнённых территорий:

  • выехало 335 тысяч человек;
  • ликвидировано 415 населённых пунктов;
  • закрыты 607 школ и дошкольных учреждений;
  • ликвидированы 97 больниц;
  • из хозяйственного оборота выведено 300 тысяч гектаров сельскохозяйственных земель (дефицит сельхозпродукции составил 3,5 миллиарда рублей).

Это подорвало экономический потенциал страны. В зоне загрязнения оказались:

  • 47% уникальных формовочных песков;
  • 91% песков для производства стекла;
  • 13% запасов различных глин;
  • 5 миллионов кубометров строительного песка, гравия и глины;
  • 13,5 миллионов тонн торфа;
  • 7,7 миллионов тонн мела;
  • в объёме около 52 миллионов тонн были приостановлены разведочные работы на перспективных для газа и нефти площадях.

По оценке 1992 г., стоимость ликвидации последствий чернобыльской аварии в Беларуси составила 235 миллиардов долларов, или 32 годовых республиканских бюджета в 1985 году.

Демографические последствия аварии на ЧАЭС для Беларуси

Демографические последствия чернобыльской катастрофы оказались наиболее опасными для Беларуси. Резкому снижению количества родов способствовали многочисленные случаи детских заболеваний:

  • раком крови;
  • раком костного мозга;
  • желудочно-кишечными заболеваниями;
  • респираторными заболеваниями;
  • общей слабостью организма.

Дети в заражённой зоне получили дозы до 50 грей (Гр.) с помощью радиоактивного йода-131, относительно короткоживущего изотопа с периодом полураспада 8 дней, содержащегося в местном молоке. Некоторые исследования показали, что заболеваемость раком щитовидной железы среди детей в Беларуси, Украине и России резко возросла в период 1986-1991 года.

При этом увеличилась смертность людей разного возраста. В 1992 году в Могилёвской области умерло на 8% больше людей, чем родилось. Через год этот показатель достиг 19,4%, а в 1994 году – 29,6%. Страх перед проблемами со здоровьем потомства не позволял женщинам забеременеть. Особенно усугубляли этот страх состояние здоровья и социального обеспечения государства. Государство обрекало родителей на полное одиночество в случае болезни или травмы ребёнка, вызванной радиоактивным повреждением генетического кода любого из родителей. С 1990 г. в Беларуси наблюдается отрицательный естественный прирост населения. В 1994 году он составлял 1,9%.

Участники ликвидации последствий Чернобыльской аварии по прозвищу «ликвидаторы» получили большие дозы радиации. Большая часть из них погибла. Чаще всего у этих спасателей не было индивидуальных дозиметров для измерения полученной радиации. Поэтому об их дозах можно только догадываться.

Экологические последствия аварии на ЧАЭС для Беларуси

В начале 80-х годов выбросы вредных веществ в атмосферу составляли 3 миллиона тонн в год. Уровень загрязнения рек и озёр достиг критического уровня. К концу 80-х ситуация несколько стабилизировалась. Были расширены полномочия Государственного комитета БССР по охране природы.

Последствия аварии на Чернобыльской АЭС ещё более осложнили экологическую ситуацию в Беларуси. В 1990 г. промышленность выбросила в атмосферу 4 миллиона тонн вредных веществ. Загрязнение воздуха вокруг крупных центров химической промышленности – Могилёва, Гомеля, Светлогорска, Солигорска, Новополоцка – было лишь немного меньше, чем в Чернобыльской зоне.

На протяжении десяти лет сельское хозяйство обеспечивало производство продуктов питания за счёт применения завышенных доз удобрений и пестицидов. Качество продуктов питания и загрязнение окружающей среды повлияли, среди прочего, на то, что продолжительность жизни в Беларуси в начале 1990-х годов была одной из самых низких в Европе.

Чернобыльская катастрофа привела к выбросу в атмосферу огромного количества радиации в виде твёрдых и газообразных изотопов радиации. В результате аварии 23% территории страны было засорено опасными радионуклидами:

  • более 1/3 всего цезия-137, усвоенного с пищей и осевшего в мышечной ткани, выпало на Беларусь;
  • 10% территории содержат стронций-90;
  • 2% территории содержат исключительно опасные изотопы плутония.

В настоящее время около 70% коллективной дозы облучения населения Беларуси приходится на радионуклиды через пищевые продукты. Радиоэкологическая ситуация в стране в будущем будет определяться действием долгоживущих изотопов цезия-137 и стронция-90.

Психологические последствия Чернобыля для Беларуси

Осознание того, что он постоянно находится на заражённой территории, стало причиной множества патологий психологического характера. Большинство людей испытывают постоянный специфический стресс, который возникает из-за страха за своё будущее и будущее своих потомков.

В местах проявления этого массивного и хронического стресса получили распространение нервные заболевания, поражающие большие группы населения. В жизни они воплощались в:

  • апатии;
  • неряшливости;
  • широко распространённом беспорядке;
  • пренебрежении всеми законными, этическими и моральными нормами.

Беларусь после Чернобыля. Чернобыль как урок истории

Чернобыль вошёл в историю не только как результат грубых ошибок людей и несовершенства системы, но и как серьёзное предупреждение человечеству. Он обнаружил ещё одну важную истину – потребность в правдивой информации населения. Сокрытие правды создаёт дополнительные угрозы всему человечеству.

Предыдущая запись
История празднования Нового года в Беларуси
Следующая запись
Белорусское искусство постсоветской эпохи (90-е годы ХХ века)
Добавить комментарий
Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *