loader image
Становление государственного суверенитета Республики Беларусь

Становление государственного суверенитета Республики Беларусь в 90-е гг. XX в

27 июля 1990 г. Верховный Совет БССР принял декларацию о государственном суверенитете Республики Беларусь. В ней говорилось, что Беларусь избрала свободный путь развития, хотя не исключалась возможность объединения с другими республиками в новый Союз. Однако надежды на обеспечение суверенитета республик и в то же время на сохранение Союза не оправдались. И становление государственного суверенитета Республики Беларусь проходило в тяжёлых условиях.

В политической сфере существовали 2 противоборствующие силы:

  • с одной стороны, патриотические националистические движения в республиках, влияние которых быстро росло, требовали полной независимости и отсутствия Союза;
  • с другой стороны, номенклатура правящей партии и государства выступала за сохранение Союза как унитарного государства, но только с окрашенным фасадом (они надеялись сохранить командную экономику, обеспечивающую их господство над обществом).

Государственный комитет по чрезвычайным ситуациям РБ

Процесс подготовки нового Союзного договора был приостановлен в связи с событиями в Москве. Эти события получили название августовского переворота 1991 г. В ходе этого переворота правительство учредило Государственный комитет по чрезвычайным ситуациям.

Информация об августовском перевороте в Москве и передачи власти страны самопровозглашённому ГКЧП руководство БССР восприняло с пониманием. Но краткость событий не позволила ему полностью заявить о себе.

Демократические силы республики открыто выступили против заговора и переворот провалился. После московских событий августа 1991 г. процесс суверенитета республики значительно ускорился.

Становление государственного суверенитета Республики Беларусь

25 августа 1991 г. Верховный Совет принял решение о предоставлении конституционного статуса Декларации о государственном суверенитете БССР.

18 октября 1991 г. правительство приняло новый Закон «О гражданстве Республики Беларусь». Он предопределил главные особенности суверенитета Беларуси.

СНГ в 1990-х гг.

В 1990-х гг. Союз независимых государств находился в поисках наиболее приемлемых для всех участников принципов нового содружества. Он разработал и принял ряд документов, в том числе Устав СНГ. Также было создано межпарламентское объединение, центр которого находился в Санкт-Петербурге.

Одновременно развивались двусторонние отношения между государствами, ранее входившие в состав СССР.

Первая Конституция Беларуси

Конституция, принятая Верховным Советом 15 марта 1994 г., занимала особое место в укреплении суверенитета Республики Беларусь. Первая Конституция суверенной Беларуси стала важным шагом на пути к верховенству закона, в котором права и свободы человека были приоритетом для всех.

Однако на пути построения молодого государства возникли непредвиденные дополнительные трудности, которые были связаны с недостатками новой Конституции. В частности, не было достаточно чёткого разделения функций и полномочий между законодательной и исполнительной властями, что привело к обострению внутриполитического кризиса во второй половине 1996 г.

Для выхода из кризиса президент инициировал республиканский референдум по принятию новой редакции Конституции Республики Беларусь и по ряду других вопросов.

Беларусь – президентская республика

При президентской форме правления президент формирует высший исполнительный орган и несёт ответственность за его деятельность. Деятельность президента регулируется Конституцией и законами.

Новое правительство – Кабинет Министров Республики Беларусь с августа 1994 г. по ноябрь 1996 г. возглавил М. Чигирь. Основным направлением деятельности президента и правительства была разработка и реализация программы вывода экономики из кризиса:

  • прекращение спада производства;
  • затем – обеспечение роста производства;
  • предотвращение инфляции;
  • защита населения от полного обнищания.

Социально ориентированная рыночная экономика Беларуси

Независимая Беларусь начала своё самостоятельное развитие в условиях распада системы, основанной на административно-командных методах управления. После обретения суверенитета Беларусь, как и другие бывшие советские республики, пошла по пути перехода к рыночным отношениям.

Об этом было объявлено в октябре 1990 г. Тогда Верховный Совет одобрил правительственную программу перехода к рыночной экономике. Всесоюзный кризис и распад СССР ещё больше усугубили экономическое положение Беларуси:

  • с трёх сторон бывших партнёров по союзу резко сократилось предложение различной продукции, необходимой для промышленности Беларуси;
  • выросла инфляция;
  • на потребительском рынке возник товарный голод;
  • темпы развития промышленности и сельского хозяйства начали снижаться.

Программа рыночного перехода предусматривала, прежде всего, создание в Беларуси частного сектора экономики. В сентябре 1991 г. Совет министров принял постановление, разрешающее приватизацию государственной собственности. К концу 1992 г. 190 предприятий перешли в собственность трудовых коллективов и индивидуальных владельцев.

Укреплению новых форм собственности способствовал Закон 1993 г. «О разгосударствлении и приватизации государственного имущества в Республике Беларусь», на основе которого была разработана Государственная программа разгосударствления и приватизации. Его реализация была рассчитана на пять лет.

Новое законодательство создало правовую основу для деятельности совместных белорусско-иностранных предприятий и предприятий, полностью принадлежащих иностранным собственникам. На 1991-1995 гг. количество совместных предприятий (СП) увеличилось с 283 до 1836, а количество иностранных – со 116 до 889 соответственно. В 1995 г. они составили 14,7 миллионов долларов США.

Определённые изменения произошли в аграрном секторе. Крестьянам было предоставлено право выбора форм хозяйствования и собственности, что ускорило процесс становления хозяйств. На 1992-1995 гг. их число возросло до трёх тысяч.

Становление государственного суверенитета Республики Беларусь и усиление роли государства в экономике

С избранием первого Президента Республики Беларусь в июле 1994 г. произошел поворот к усилению роли государства в экономических процессах. 2 сентября 1995 г. Лукашенко публично объявил курс на построение «рыночного социализма».

Новый курс предусматривал государственное регулирование экономики и усиление роли приватизации. Важное место было уделено углублению экономической интеграции между государствами СНГ.

Вскоре были разработаны «Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 гг.». Их реализация с 1996 г. обеспечила ежегодный прирост валового внутреннего продукта (ВВП), который является одним из основных показателей экономического развития.

В этот период увеличивался объём производства промышленной продукции и товаров первой необходимости. Ряду предприятий удалось преодолеть трудности первой половины 90-х гг. Производственные объединения «Минский тракторный завод», «Атлант», «Горизонт» и другие начали эффективно работать в новых условиях.

В целом рост реальных доходов в стране увеличился, безработица сумела предотвратить резкий рост, была сохранена социальная стабильность и восстановлена система управления экономикой.

Однако экономическое развитие в этот период было неравномерным и резким. В 1995 г. темпы приватизации замедлились, а государственное регулирование частного предпринимательства многократно усилилось.

По мнению ряда важных экспертов, достичь уровня 1990 г. правительству не удалось. Выявленные приоритеты экономического развития не были реализованы в полной мере. Белорусский рубль девальвировал, снизилась рентабельность, увеличилась доля убыточных предприятий.

Социально-экономическая ситуация усугублялась следующими факторами:

  • сырьевой энергетической зависимостью от бывшего единого народнохозяйственного комплекса СССР;
  • ориентацией белорусской экономики на бывший союзный рынок;
  • последствиями Чернобыльской катастрофы;
  • плановым характером экономики;
  • устаревшими технологиями.

Международные экономические отношения

В таких условиях особенно важным становится развитие международных экономических отношений. Беларусь в 90-е гг. торговала со 132 странами. Основными партнёрами были Российская Федерация и Украина.

При этом отрицательное сальдо торгового баланса (импорт в республику преобладал над экспортом) сложился в отношениях с 57 странами, в том числе с Россией (1253,8 млн. долларов США). Но со странами вне СНГ был положительный баланс. Однако высокотехнологичная продукция, составляющая всего около 1%, была очень слабо представлена в белорусском экспорте.

Колхозно-совхозный строй

Правительство Беларуси взяло курс на сохранение колхозно-совхозного строя. При этом ценовая политика была не в пользу сельхозпроизводителей:

  • закупочные цены часто не соответствовали реальным затратам;
  • на промышленную продукцию для сельского хозяйства (топливо, машины, минеральных удобрений, средств защиты растений и др.) они постепенно увеличивались.

Процесс сельского брожения замедлился. В Беларуси за 10 лет самоликвидировались более 2000 хозяйств. За этот период резко увеличилось количество убыточных колхозов и совхозов:

  • в 1991 г. они составляли 0,6% от общего количества;
  • в 2000 г. – 48,8% – за этот период производство валовой продукции сельского хозяйства сократилось на 25% и увеличился импорт продуктов питания.

Социально-экономическое развитие Республики Беларусь в 1990-е гг.

Таким образом, в социально-экономическом развитии Беларуси в 1991-2001 гг. можно выделить 2 этапа.

Первый этап – 1991-1995 гг. За это время был принят пакет законов, которые легли в правовую основу рыночных реформ в Беларуси. Однако это период характеризовался следующими проблемами:

  • разрывом прежних экономических связей;
  • проблемным выбором пути к рынку;
  • отсутствием опыта реализации тех или иных программ;
  • ухудшением качества жизни значительной части населения;
  • ослаблением управляющей роли государства в экономике.

Второй период начался в 1995 г. Для преодоления социально-экономического кризиса были предприняты следующие шаги:

  • преодоление резкого роста цен;
  • стабилизация белорусского рубля;
  • расширение международных экономических связей;
  • усиление роли государства в экономике;

Однако существенного улучшения экономической ситуации не произошло.

Предыдущая запись
Полоцкое и Туровское княжества – первые феодальные государства Беларуси
Следующая запись
Внешняя политика Республики Беларусь в 1990-х гг.
Добавить комментарий
Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *