loader image
Внешняя торговля Республики Беларусь

Основные направления внешней политики и внешняя торговля Республики Беларусь в начале 2000-х гг.

Внешняя торговля Республики Беларусь на рубеже XX-XXI вв. характеризовалась прежде всего многовекторностью. Существовали общие подходы к развитию отношений со всеми без исключения зарубежными партнёрами. Страна была готова к диалогу и взаимовыгодному сотрудничеству в различных сферах.

С учётом факторов географического, экономического, исторического и культурного характера безусловным приоритетом внешней политики Беларуси было развитие отношений с ближайшими соседями на восточном и западном направлениях. Основные направления внешней политики Республики Беларусь в начале 2000-х гг. это:

  • Российская Федерация (так называемое «Союзное государство);
  • КНР (Китайская Народная Республика);
  • страны СНГ;
  • Украина;
  • Страны ЕС (в первую очередь – Польша, Литва и Латвия);
  • США;
  • страны Латинской Америки;
  • государства арабского мира (в первую очередь – ОАЭ, Саудовская Аравия) и др.

Среди всех направлений основным стратегическим и экономическим партнёром была Российская Федерация. Более половины доходов от внешней торговли приходилось на восточную соседку. Государства подписали двухсторонний договор о создании подобия конфедерации – «Союзного государства». Однако этот договор так и не был реализован на практике.

Участие Беларуси в ОДКБ и ЕврАзЭС

По мнению правительства Республики Беларусь, важнейшей целью ЕврАзЭС является подготовка к вхождению в мировую торговую систему. Соглашение об основах законодательства ЕврАзЭС было подписано на заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС. 23 февраля 2003 года лидеры Беларуси, Казахстана, России и Украины подписали соглашение о формировании Единого экономического пространства и создании Организации региональной интеграции.

Беларусь входит в состав ОДКБ. Она подписала соглашение о правовом статусе ОДКБ. Основные усилия стран-членов этой организации направлены на борьбу с:

  • международным терроризмом;
  • воинствующим экстремизмом;
  • незаконным оборотом наркотиков и др.

Беларусь и страны Азии: перспективы внешнеэкономических отношений на рубеже XX-XXI вв.

Товарооборот Республики Беларусь со странами Центральной Азии в 2002 году составил 116 миллионов долларов США. В то же время Беларуси пришлось внести поправки на географическую удалённость и конкуренцию с достаточно дешёвыми товарами из Китая и Турции.

Казахстан остаётся важнейшим партнёром в регионе. Казахстан закупал белорусские грузовики, тракторы, шины и товары лёгкой промышленности. Также Казахстан поставляя на белорусский рынок зерно, цветные металлы и сырьё.

Китайская Народная Республика приобрела особое значение в системе двусторонних отношений с Беларусью в начале 2000-х гг. Между двумя странами действовало более 20 двусторонних межправительственных соглашений. В результате значительно развивалось межрегиональное партнёрство на уровне городов, областей и провинций.

Белорусско-индийское и белорусско-вьетнамское партнёрство в экономической, научно-технической сферах выдержало испытание временем как в деловых отношениях, так и в международной политике.

Отличительной чертой белорусско-японских отношений стало преимущественное развитие кредитно-инвестиционных операций. Также происходило активное сотрудничество в преодолении последствий чернобыльской аварии.

Тесные связи, высокий уровень политических отношений и масштабные экономические проекты связывают Беларусь с Ираном и Республикой Корея.

Перспективное развитие торговли характерно для отношений Беларуси с Объединёнными Арабскими Эмиратами. Эта страна заинтересована в приобретении продукции Минского завода колёсных тягачей, МАЗа, Бобруйской «Белшины» и «Милавицы». В Минске строились отели и парки при участии столицы ОАЭ.

Внешняя торговля Республики Беларусь со странами Латинской Америки

Практическая линия внешней политики Беларуси в Латинской Америке в начале 2000-х гг. была направлена на:

  • расширение сферы сотрудничества;
  • углубление взаимовыгодного экономического сотрудничества;
  • развитие различных связей в области культуры, науки, образования и гуманитарных наук с учётом этих благоприятных предпосылок.

Развитие политического диалога и торгово-экономических отношений между Беларусью и Латинской Америкой были основаны на прагматическом, конструктивном начале. Существовали факторы, которые положительно повлияли на развитие двусторонних отношений:

  • отсутствие спорных вопросов;
  • взаимодополняемость экономик;
  • взаимная симпатия народов.

Латинская Америка, являющаяся одним из наиболее динамично развивающихся регионов, стала занимать всё более важное место в системе внешнеэкономической деятельности Беларуси. Так, например, в 2001 году доля стран Латинской Америки в общем объёме белорусской внешней торговли составила 6,18%.

Также в начале 2000-х гг. наметились тенденции к увеличению двусторонней торговли практически со всеми странами региона. Несмотря на негативные явления, которые наблюдались в экономиках региона под влиянием мирового финансового кризиса, этот обширный рынок представлял собой большой резерв для продвижения белорусской высокотехнологичной продукции и дополнительного сотрудничества.

Внешняя торговля Республики Беларусь с Литвой и странами Западной Европы

Взаимовыгодность и добрососедство характеризовали отношения с Литвой конце 90-х – начале 2000-х годов. В 2006 году объём товарооборота между двумя странами составлял 603 миллиона долларов. В 2007 году он превысил 740 миллионов. А в 2008 году достиг более 1200 миллионов долларов США.

Расширялось сотрудничество в области инвестиций. В 2008 году в белорусскую экономику было направлено около 3 миллиардов долларов. В Литве действовали 280 предприятий с белорусским капиталом.  Белорусско-литовские совместные предприятия работали в сфере производства мебели и пива. Расширялись контакты в области транспорта через Клайпедский порт. Также рассматривалась возможность совместного использования ресурсов Августовского канала и реки Нёман.

Отношения с другими соседями, Польшей и Латвией, которые, как и Литва, являются членами Европейского Союза и НАТО, были на рубеже тысячелетий менее продуктивными, но весьма перспективными.

Предыдущая запись
Белорусское искусство постсоветской эпохи (90-е годы ХХ века)
Следующая запись
Беларусь после распада СССР: социально-экономическое развитие республики
Добавить комментарий
Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *