loader image
Государственный строй ВКЛ

Сословно-государственный строй ВКЛ: общественный строй Великого княжества Литовского

Государственный строй ВКЛ характеризовался постепенным развитием центробежных тенденций – с одной стороны, и развитием парламентской демократии – с другой.

Утрата части независимости литовскими и белорусскими князьями и магнатами вызвала резкое противодействие центральному правительству.

Характеристика правления князя Витовта в централизации ВКЛ

Консолидация государства при князе Витовте была очень успешной. Восстановление литовского престола по Островскому договору 1392 г. сблизило его с феодалами княжества, укрепило социальную базу центрального правительства.

Следующим крупным шагом князя Витовта в направлении централизации ВКЛ была ликвидация региональных княжеств. Поэтому литовский князь значительно укрепил материальную базу своей власти. Теперь его казна получала все доходы, которые раньше шли региональным князьям:

  • землю;
  • таможню;
  • торговлю;
  • двор;
  • церковные и другие сборы.

Материальная база способствовала росту власти Великого князя как политического фактора. Коронация Витовта, которая должна была состояться, была показателем его личной и государственной власти в ВКЛ.

Монархи ВКЛ и их полномочия

Однако рост великокняжеской власти в конце XIV – начале XV вв. не привёл к установлению наследственной и неограниченной монархии, как это произошло в соседней России. Там монарх был неограниченным правителем, распоряжавшимся жизнями и имуществом своих подданных. ВКЛ, несмотря на успехи в централизации, достигнутые Витовтом, постепенно получило статус ограниченной конституционной монархии. Как это объяснить?

Подъём власти Великого князя произошёл в ВКЛ после унии с Польшей. Но союз не установил уменьшающееся право на трон Великого князя Литовского. Пожалуй, не последнюю роль сыграло отсутствие сыновей у князя Витовта. Но в любом случае союз предусматривал возведение претендента на великокняжеский престол с согласия польских феодалов и короля Польского.

Таким образом было положено начало не наследственной, а выборной власти великого князя.

В развитии этого процесса неожиданную и довольно серьёзную роль сыграл сам факт упразднения региональных княжеств, задуманный с целью централизации. У него были непредвиденные результаты для Витовта. Потеряв социальную базу перед лицом крупных помещиков, князей, он опирался на другую социальную силу – шляхту.

Социально-политические привилегии шляхты ВКЛ

В течение XV – XVI вв. происходил процесс расширения классовых и политических прав социальной группы шляхты как правящего класса за счёт других. Гродненская привилея 1413 г. предоставляла шляхте не только имущественные и личные, но и сословные и политические права.

Класс шляхты не был однородным. Городецкий привилей подтверждала право собственности на землю только наиболее влиятельным представителям этого сословия, крупнейшему помещику (магнату).

Средняя часть шляхты, известная как дворянство, сначала оставались под властью великого князя, который регулировал отношения с ним, исходя из военно-политических и отчасти финансовых соображений. Затем его первоочередная роль начала изменяться.

Дворянство росло политически. Привилеи 1413, 1432, 1434, 1447 годов уравняли права литовской знати с соответствующим сословием. Постепенно шляхтичи переплелись с высшими слоями крестьянства, от которых они отличались только тем, что при любых обстоятельствах оставались свободными людьми и им была гарантирована личная и имущественная неприкосновенность.

Государственный строй ВКЛ: основные сословия и их социальный статус

Факторами, способствовавшими подъёму военного сословия, были войны, которые ВКЛ вело всё время и которые стали особенно многочисленными с конца XV века. Кроме того, правительство Великого княжества рассматривало дворянство как главную силу в борьбе с магнатами – крупными землевладельцами. Воспользовавшись этим, дворяне добились наследственного права на землю, стали превращать её в вотчину.

Дворяне просили и льгот в торговле. Сигизмунд II дал дворянству право беспошлинного вывоза леса, зерна, скота и импорта импортных товаров.

Постепенно дворянство политически поднимается. В 1511 г. на выборах депутатов Вольного сейма были учреждены уездные сеймы, где в основном собиралась шляхта. Привилеи 1547 года уравняли права православной знати с католической. В 1563 году дворянам была предоставлена возможность занимать высокие государственные должности.

Наконец, в первой половине XVI в. дворянство уравнивалось в правах с магнатами. В Статуте 1529 г. термин «шляхта» применяется ко всем феодалам Великого княжества Литовского. Таким образом завершился процесс регистрации и консолидации различных кругов правящего класса в один привилегированный класс.

Тем не менее внутриклассовая ситуация феодалов не осталась прежней. Магнаты сохранили ведущую политическую роль в государстве. Они подпадали под отдельную юрисдикцию.

Как смена ролей различных категорий и групп феодального сословия повлияла на развитие государственного строя ВКЛ?

Сейм ВКЛ и его роль в системе государственного управления

Великий князь Литовский руководил вооружёнными силами, мог объявлять войну, заключать мир, вступать в союзы с иными государствами. В XIV в. при нём по аналогии с Москвой была Великокняжеский Сейм ВКЛ. Но, в отличие от Московской Думы, Дума в ВКЛ не была государственной структурой (учреждением). Это был совет при великом князе, к которому он присоединял всех (с его точки зрения) полезных и нужных людей.

На первом этапе главную роль в Думе играли князья. С усилением Витовта на престоле после погрома региональных князей, Великая Княжеская Дума стала состоять в основном из известных представителей шляхты, которые помогли Витовту взойти на престол. Постепенно шляхтичи добивались больших привилегий и сдерживали власть великого князя.

Дума была преобразована в представительное учреждение. В Городельской унии 1413 г. было записано только одно ограничение на доступ к Думе: «только католикам должно быть разрешено давать советы по государственным делам на том основании, что разногласия по вероисповеданию вызывают разногласия во всём остальном, а неверующие не хранят государственных секретов».

Таким образом, был закрыт вход белорусским православным шляхтичам. В совет входили:

  • католический епископ;
  • воеводы;
  • кастеляны (командиры местных полков);
  • маршалы (председательствующие в совете и сеймах);
  • канцлер (глава государственной канцелярии);
  • гетман (командующий вооружёнными силами);
  • казначеи;
  • губернаторы и другие.

Имена государственных чиновников тоже были преимущественно польскими. Обычно совет состоял из узкого круга людей под руководством великого князя. Но основные дела решало полное заседание совета.

Свободный сейм играл особую роль в системе государственного управления. На его заседаниях присутствовали все члены совета, высшие чиновники центрального и местного правительства, представители католического и про-православного духовенства, а также по два депутата от знати от каждого уезда. Сейм обсуждал основные внутренние вопросы:

  • вопросы политики;
  • законы;
  • размеры налогов;
  • принятие решений по судебным процессам;
  • избрание Великого герцога;
  • утверждение кандидатов на ключевые государственные должности.

Государственный строй ВКЛ: областные и волостные привилеи

Таким образом, политический режим ВКЛ всё больше приобретал форму парламентской монархии. Привилеи 1413 и 1432 гг. устанавливали определённые ограничения для власти Великого Герцога в отношении личности, собственности и государственных пошлин.

Великие князья Литовские, избранные на польский престол, пытались умилостивить феодалов княжества, чтобы они могли «сидеть сразу на двух стульях» и сохранять оба государства «в союзе и любви».

Привилей 1447 года Казимир предоставил феодалам различных категорий все права и свободы, которыми обладали соответствующие феодалы в Королевстве Польском. Благодаря этим уступкам великий князь потерял власть над большей частью населения, перешедшего под власть землевладельцев.

Крестьяне, отданные в частные руки, освобождались от госпошлины. Великий князь лишился источника пополнения казны и оказался в материальной зависимости от помещиков-феодалов, к которым был вынужден обратиться, когда казна была полностью опустошена. Феодалы также имели возможность добиваться от князя всех новых прав, свобод и привилегий.

Привилей 1492 года установил, что только решения магистра с Советом Лордов имеют силу закона, которая была обязательной для самого Великого князя. Он не имел права менять их без согласия Совета.

Привилей 1506 г. пошёл ещё дальше: она ввела категорическое правило – все законы и приказы общего характера должны издаваться князем только с согласия Совета Лордов.

В статуте 1529 г. говорилось о необходимости выдачи привилегий исключительно в Генеральном сейме. Таким образом, развитие конституционализма, начавшееся в пятнадцатом веке, всё больше обрисовывало свои очертания.

Государственный строй ВКЛ: местное управление

В государстве, пропитанном принципами федерализма, конечно, следует отдавать предпочтение местному самоуправлению как с точки зрения количества институтов, так и с точки зрения исполнительных функций. Но организация местного самоуправления была довольно сложной.

Должности, через которые велось управление на местах:

  • сельские старосты;
  • депутаты;
  • тиуны;
  • сотники;
  • десятники;
  • войты;
  • старейшины.

В некоторых городах было отдельное управление.

У местного самоуправления также был свой представительный орган – Сейм. Сеймики собирались в воеводствах и уездах. В их работе приняли участие все местные феодалы. Депутаты были избраны в свободный сейм сейма.

Система представительной монархии в Великом княжестве Литовском

Таким образом, в XIV – XVI вв. в ВКЛ существовала чётко очерченная система представительной монархии.

Представительные институты сильно сдерживали власть великого князя, способствовали укреплению федеральных основ государства, имевших тенденцию к легитимному развитию. Это следовало из условий, в которых находилось княжество, т.е. от полиэтничности монархии, от наличия сильной и многочисленной земельной аристократии, избрания власти Великого Герцога и тесных политических отношений с конституционной Польшей.

В целом, ход внутреннего развития и его результаты в княжестве существенно отличались от Московского государства. Последний всё больше развивался в сторону монархического абсолютизма (эпоха Ивана Грозного). Воспитанные на местном патриотизме, а не на общегосударственном, феодалы ВКЛ в трудные времена при вступлении в Речь Посполитую пожертвовали не своими личными и имущественными правами, а государственной независимостью.

Предыдущая запись
Общественно-политическая жизнь БССР в 40-50-е гг. XX в.
Следующая запись
Конфессиональная политика Республики Беларусь: взаимодействие государства и конфессий
Добавить комментарий
Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *