Конфессиональная политика Республики Беларусь
История Беларуси,  Политология

Конфессиональная политика Республики Беларусь. История взаимодействия государства и религиозных конфессий в Республике Беларусь

В 1991 году Республика Беларусь приобрела статус независимого суверенного государства при поликонфессиональном составе населения. Конфессиональная политика Республики Беларусь была обусловлена следующими факторами:

  • изменением независимого статуса религии;
  • широким распространением новых конфессий;
  • увеличением количества верующих граждан (по сравнению с периодом БССР).

Все эти явления в обществе поставили перед властями задачу разработки и последовательной реализации Республиканской программы действий в отношении религиозных общин. Этот долгосрочный документ (Закон о свободе совести и религиозных организациях) должен был определить несколько основных направлений, по которым должно было развиваться белорусское общество в области конфессиональной политики. Также этот документ был призван стать основой управления религиозной политикой в Беларуси.

Концепцию такой программы разработал кандидат философских наук, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Леонид Земляков.

Принципы религиозной политики Республики Беларусь

Согласно законодательству и официальной позиции белорусских властей, в своей государственной политике в отношении религий, конфессий и религиозных организаций Республика Беларусь должна придерживаться следующих принципов:

  • каждый имеет право на свободу мысли и религиозного выбора, духовного самоопределения;
  • каждый имеет право признавать любую религию в приемлемой для него форме и беспрепятственно вести религиозную деятельность;
  • государство не должно вмешиваться в законную деятельность религиозных организаций;
  • Церковь вне политики, духовенство и верующие участвуют в политической жизни наравне с другими гражданами;
  • все конфессии и верующие в Беларуси равны перед законом и все имеют право на равную защиту перед законом;
  • право на свободу вероисповедания, на деятельность религиозных организаций подлежит только таким ограничениям, которые, согласно Конституции Республики Беларусь, необходимы в демократическом обществе и установлены законом.

Республиканский закон «О свободе совести и религиозных организациях» и его функции

Республиканская программа и законодательство в сфере религий в Беларуси выполняет следующие функции:

  • определяет основные приоритеты своей политики по отношению к конфессиям как равноправным субъектам государственно-церковных отношений;
  • способствует развитию религиозной идентичности белорусского народа, всех коренных народов и национальных меньшинств Республики Беларусь, защищает их права и законные интересы;
  • создаёт условия для уважения традиций и внутренних институтов религиозных организаций, если они не противоречат действующему законодательству Республики Беларусь;

Религия в Беларуси: основные приоритеты государственной политики

Основными приоритетами государственной политики в отношении религиозных организаций являются следующие.

1. Обеспечение конституционных гарантий свободы мысли и религии

Все религии, конфессии и религиозные организации равны перед законом. Такой подход должен быть одинаковым для всех религий, независимо от количества их приверженцев, традиционных и нетрадиционных конфессий. Гарантируя равенство религиозных конфессий, государство считает, что одна из них не может быть доминирующей в обществе, иметь статус государственной. Национальные интересы превалируют над интересами любой религиозной организации.

2. Разработка законодательной базы, направленной на гармонизацию государственно-церковных отношений, обеспечение полноценного статуса Церкви

Правовые принципы и процедуры позволяют создать надёжный механизм защиты прав верующих и законных интересов религиозных организаций от возникновения конфликтных ситуаций на религиозной почве. Белорусское государство обеспечивает полноценный правовой и социальный статус Церкви, осуществляет законодательную, административную и иную защиту при решении проблем, разрешает конфликтные ситуации.

Совершенствование законодательной и иной нормативной базы осуществляется путём разработки правовых механизмов решения вопросов, возникших во взаимоотношениях между государством и религиозными структурами, а также между различными религиозными организациями.

Важным в этом направлении может стать кодификация нормативных актов по религиозным вопросам с обязательным учётом традиционного канонического и церковного права.

3. Содействие деятельности религиозных организаций в выполнении положений их устава

Необходимо продолжать создавать условия и возможности для верующих в Беларуси исповедовать свою религию, предоставлять возможности и место для отправления культа, объединяться в религиозные организации. При этом необходимо реализовывать такие подходы, согласно которым любая религиозная организация может быть зарегистрирована в кратчайшие сроки, если её доктрина не содержит угрозы национальной безопасности и социальной стабильности государства, жизни и здоровью людей и духовности населения.

4. Деполитизация религиозной сферы, минимизация деструктивного влияния межцерковных конфликтов на общество

Придерживаясь принципа аполитичности религиозных конфессий, Церквей, государство считает недопустимым как участие религиозных организаций в политической деятельности, так и попытки политических партий, местных исполнительных органов и органов местного самоуправления использовать религиозные конфессии в своих политических интересах.

5. Содействие развитию религиозной самобытности коренных народов и национальных меньшинств

Политика государства в отношении церковных и религиозных организаций коренных народов и национальных меньшинств должна быть направлена на:

  • поддержку их религиозной инфраструктуры;
  • минимизацию их зависимости от зарубежных религиозных центров;
  • недопустимость превращения конфессионального спектра в фактор этнического и регионального сепаратизма;
  • содействие расширению связей религиозных организаций коренных народов и национальных меньшинств с их единоверцами за рубежом.
6. Продвижение международной активности религиозных конфессий, их участие в международных религиозных движениях

Поскольку религиозные институты являются важнейшим фактором в представлении государства на международной арене, установлении взаимовыгодных контактов между странами, формировании взаимного доверия между ними, Республика Беларусь максимально должна способствовать международным отношениям, коммуникациям, учреждениям, деятельности иностранных граждан (прибывающих в Беларусь по приглашению местных религиозных общин).

В отношениях с другими странами Республика Беларусь должна последовательно придерживаться того, что проблемы религии и конфессий не должны использоваться для вмешательства во внутренние дела государства и стремиться закрепить эти позиции в соответствующих международных договорах.

7. Предупреждение любых проявлений религиозной нетерпимости к неверующим и сторонникам других религий, неуважительного отношения к религиозным чувствам граждан, дискриминацию их по религиозной принадлежности

В соответствии с Конституцией и законодательством Республики Беларусь, верующие наравне с другими гражданами избираются или назначаются на должности в органах законодательной, исполнительной и судебной власти, местного самоуправления, имеют право занимать любые должности на предприятиях, учреждениях, организациях и в армии. Тем гражданам, чьи религиозные убеждения запрещают им служить в армии, брать в руки оружие, гарантируется альтернативная военная служба.

Субъекты государственной религиозной политики

Государственную политику в отношении религиозных организаций осуществляют:

  • соответствующие комиссии Национального собрания Республики Беларусь, депутатские комиссии областных, городских и районных Советов депутатов, в ведении которых находятся вопросы государственно-церковных отношений, обеспечение конституционных гарантий мировоззрения и религии;
  • Уполномоченный по правам человека, контролирующий осуществление конституционных прав и свобод человека и гражданина;
  • государственный орган по делам религий и его структуры на местах, на которые возложена реализация государственной политики в отношении религиозных организаций;
  • министерство и другие республиканские органы исполнительной власти, которые в пределах своей компетенции решают вопросы реализации государственной политики по отношению к религиозным организациям;
  • научно-консультативные и экспертные Советы государственного органа по делам религий с участием представителей религиозных организаций и специалистов в области религиоведения, а при необходимости – других консультантов и совещательных органов;
  • аналогичные структуры при местных отделах по делам религий, порядок образования которых определяется государственным органом по делам религий.

Конфессиональная политика Республики Беларусь: пути совершенствования

На данный момент существует ряд проблем в сфере государственно-конфессиональных отношений, обусловленных нарушением принципа невмешательства государства в дела религиозных организаций. Для гармонизации церковно-государственных отношений в Республике Беларусь необходимы следующие шаги:

  • развитие, усовершенствование законодательной базы в данной сфере;
  • определение необходимости государственной поддержки в проведении всебелорусских религиозных собраний;
  • формирование легитимного Всебелорусского совета Церквей религиозных организаций;
  • разработка механизмов более эффективного разрешения межконфессиональных конфликтов;
  • повышение религиозно-культурологического образования белорусского народа;
  • наиболее плодотворная совместная работа с международными и национальными религиозными организациями.

2 комментария

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *