Летописи ВКЛ
История Беларуси,  История культуры

Культура Беларуси второй половины XIII – первой половины XVII века. Письменные памятники и летописи ВКЛ

Белорусская культура второй половины 13 – первой половины 17 века сложилась на основе усвоения богатых традиций высокоразвитой византийской и древнерусской культур. Она формировалась под влиянием местных природных, географических и климатических условий, а также социально-экономического и социально-политического строя Великого княжества Литовского. В этот период были заложены основы развития белорусского языка, литературы, летописи, книгопечатания, музыки, архитектуры и изобразительного искусства. И ярким проявлением этих тенденций являются письменные памятники и летописи ВКЛ.

Фольклор

Одним из источников формирования самобытной белорусской культуры был фольклор. Он веками отражал историю быта людей, их религию, трудные испытания и немногочисленные радости. Белорусский фольклор служил средством сохранения национальных традиций. Он сыграл решающую роль в формировании белорусского и русского языка. Исторический путь развития культуры Беларуси прошёл через усвоение и развитие ценного национального художественного опыта.

Образование и грамотность

Белорусская культура носила преимущественно средневековый характер, развиваясь на феодальной основе. Идеология класса феодалов преобладала при духовной диктатуре Церкви. Культурные достижения были привилегией высших классов.

Грамотность была распространена в основном только среди феодалов. Школы существовали преимущественно при монастырях и церквях и были малодоступны для людей. В XV-XVI вв. формируются и пополняются крупные церковно-монастырские и частные библиотеки, обслуживающие в основном представителей высших слоёв общества.

Полоцкая, Витебская и Смоленская грамоты XIII века уже отразили некоторые отличительные черты, присущие живому языку белорусского народа.

Письменные памятники

Письменные памятники на белорусскоязычной основе можно разделить на три группы:

  • юридические и деловые;
  • светские;
  • конфессиональные.

Эти памятники различаются не только по назначению и содержанию, но и по системе языковых средств.

Со времён Древней Руси на белорусских землях сохранилась система письменного двуязычия, когда древнерусский литературный язык удовлетворял духовные интересы и деловые потребности населения. При этом церковнославянский язык использовался в богослужении и религиозной литературе.

Церковнославянский язык

Церковнославянский язык распространился по всей Древней Руси с введением христианства. Со временем церковнославянский как искусственный и малоизвестный язык постепенно утратил свои позиции в Беларуси.

На белорусских землях существовало так называемое белорусское издание церковнославянского языка, которое заметно отличало язык белорусских текстов от языка религиозных памятников российского государства. Об этом свидетельствует язык следующих произведений конфессиональной литературы XV века:

  • «Жизнь Алексия, человека Божия»;
  • «Страдания Христа»;
  • «Сказание о трёх волхвах».

Юридическая и деловая грамотность

Юридическая и деловая грамотность, менее консервативная по своему содержанию и форме среди других видов грамотности. Она наиболее чутко реагировала на речь людей. Основными центрами юридической и деловой грамотности были государственные, частные и магистерские кабинеты.

Важнейшие государственные акты, привилегии и другие документы утверждались Великокняжеской канцелярией в Вильнюсе, имевшей собственный архив (так называемые Метрики). Обилие деяний Великого княжества Литовского в XIV-XVI вв. были написаны кириллицей и на старобелорусском языке.

Язык светских произведений

Язык светских произведений искусства и литературы занимал промежуточное положение между юридической и деловой письменностью на старобелорусской языковой основе и конфессиональной письменностью на церковнославянском языке.

В ХIII-XVI вв. на территории Беларуси по-прежнему была распространена церковная и религиозная литература с её основными жанрами:

Читай-город
  • книги Библии;
  • жития святых;
  • апокрифы.

Произведения переведены или являются оригинальными.

Стоит отметить личность Григория Цамблака, уроженца Болгарии, который был митрополитом Киевским. Он создал множество проповедей, хвалебных «слов» и множество житий.

Следует отметить оригинальные произведения других жанров церковной и религиозной литературы. Например, «Поход в Константинополь и Иерусалим» Игнатия Смолянина. Его описание путешествия было важным с познавательной точки зрения. Среди светских литературных произведений особой популярностью пользовались переводные произведения «Александрия», «Троя», «Тристан и Изольда».

Летописи и хроники

Из всех жанров белорусской литературы периода её становления летопись развивалась наиболее динамично. Хроники – это исторические и литературные произведения, описывающие события на протяжении многих лет. В них сочетается лаконичная, документально-деловая фиксация исторических событий с эмоционально-образным, художественным пониманием прошлого.

В XV в. в новых исторических условиях периода становления белорусской нации (и русской нации), а также политической консолидации белорусских земель, летописи приобрели новые качества и черты. Летописи являлись ярким отражением нового этапа в жизни белорусского народа.

Белорусско-литовские летописи по составу, содержанию и форме делятся на 4 основные группы:

  • «Летопись великих князей Литовских»;
  • Белорусско-литовская летопись 1446 года;
  • «Хроника Великого княжества Литовского и Жомойтского»;
  • «Хроника Быховца».

Летопись великих князей Литовских

«Летопись великих князей литовских» – одно из первых произведений белорусской историко-документальной литературы. Она была написана неизвестным автором около 1430 года в Смоленске в виде целого рассказа без использования дат. Это отличается от традиционных древнерусских летописей.

Произведение в наиболее полных списках состоит из двух частей: собственно «Летописи …» и «Сказания Подолья». Здесь преподаётся история Великого княжества Литовского с 1341 года (со дня смерти Гедиминаса) до конца XIV века. Летописец сосредотачивается на описании борьбы за власть между Кейстутом и Ягайло. Затем он много рассказывает о деятельности князя Витовта.

Автор пытается объективно представить факты. Но его симпатии к Кейстуту и Витовту вполне очевидны. Он стремится создать интересный и увлекательный рассказ, описывающий реальные события политической жизни. Автор – высокообразованный человек, возможно, близкий к великим князьям литовским. Он сумел сохранить внешне спокойный тон описания, несмотря на свои симпатии и антипатии и наличие авторской фантастики.

Основная идея «Летописи» – обосновать централизующую политику литовских князей, поддержать их стремление устранить феодальную раздробленность. Позднее это произведение вошло в различные летописи. Оно легло в основу оригинальной части белорусско-литовской летописи 1446 года и использовалось польским летописцем Яном Длугошем в «Истории Польши». Оно также попало на территорию Московской Руси, где летопись прослужила долгое время. Российские читатели – важный источник знаний о политической истории соседнего государства.

Белорусско-литовская летопись 1446 года

Белорусско-литовская летопись 1446 года – это первая белорусско-литовская летопись. Своё название она получила потому, что последняя запись в ней датируется 1446 годом. Хронологически она охватывает период с середины IX до середины XV века.

История Киевского государства, деятельность его князей – содержание первой части сборника, заимствованного из русских летописей. Белорусско-литовская летопись 1446 г. также содержит ряд произведений местного происхождения:

  • Смоленская летопись;
  • «Похвала Витовту»;
  • «Летопись великих князей литовских».

«Похвала Витовту» – произведение весьма своеобразное. Это не обычный рассказ об исторических событиях. Это взволнованное лирическое слово о великом князе, его величественной деятельности и высоком международном авторитете.

Похвала Витовта выражает историческую концепцию всей белорусско-литовской летописи 1446 года – взгляд на Великое княжество Литовское как на литовско-славянское государство, признанное одним из центров политического объединения восточнославянских земель. История родной страны в прошлом рассматривается как органичная часть истории всех восточных славян, выражается идея их исторического единства.

Хроника Великого княжества Литовского и Жомойтского

С началом XVI века произошли некоторые изменения в жанре хроники – авторы почти полностью сосредоточились на истории ВКЛ. В 20-х годах XVI в. «Хроника Великого княжества Литовского и Жомойтского» была создана среди патриотической литовской аристократии, в которой преподавалась история Великого княжества Литовского от легендарного князя Палемона до Гедиминаса.

Это произведение, написанное в жанре исторического повествования, утверждает происхождение литовских князей от римских аристократов. Они во главе с Палемоном, спасаясь от преследований императора Нерона, якобы оказались в Принёманском районе и основали здесь первые города. Могущественные литовские князья восстановили политическую и культурную жизнь разрушенной Орды на Руси и создали сильное государство.

Хроника написана для того, чтобы пробудить в литовцах чувство национальной гордости, утвердить превосходство литовских феодалов над феодалами восточнославянского происхождения.

В произведении много неточностей и фактических искажений, тенденциозно представлены некоторые события с целью прославления исторического прошлого Литвы.

Хроника Быховца

«Летопись Быховца» – ещё одна наиболее полная общенациональная летопись. Своё название она получила от фамилии волковысского дворянина Александра Быховца. Ему принадлежал единственный известный рукописный экземпляр в прошлом веке.

«Хроника» описывает события политической истории Великого княжества Литовского с легендарных времен до начала XVI века. Автор позаимствовал из «Летописи Великого княжества Литовского и Жомойтского» рассказ о мифическом Палемоне, дополнив его рассказом из Галицко-Волынской летописи о князьях Миндаугасе и Войшалке.

Ещё одним источником «Хроники» стала белорусско-литовская летопись 1446 года, на основе которой излагается история Великого княжества Литовского времён Альгерда и Витовта. Таким образом, впервые была создана наиболее систематизированная политическая история ВКЛ за значительный период времени.

Центральная тема произведения – военно-патриотическая. Летописец много внимания уделяет описанию различных походов и сражений, военных подвигов соотечественников, пытаясь разбудить их патриотические чувства.

«Хроника Быховца» – это веха в истории белорусско-литовского летописания. Она сочетала традиционную хроническую форму повествования с последовательным повествованием о прошлом, что отражало тенденцию к художественному оформлению исторического повествования. Хроника Быховца легла в основу летописи «Хроника польская, литовская, жмудская и всей Руси» Матея Стрыйковского.

Во второй половине XVI в. летописи, как синтетическая форма духовной культуры, стали медленно угасать, уступая место другим историческим жанрам.

+8

4 комментария

    • Виталий Михайлов

      Мне тоже культура Беларуси всегда интересовала больше всего. Жалко, что при упоминании культуры Беларуси, как правило, большинство вспоминает только культуру 20 века…
      Спасибо за отзыв!

      +1
    • Виталий Михайлов

      Спасибо Вам за отзыв! Жаль, что так мало говорят про наши национальные достижения периода до вхождения в состав Российской империи и СССР. А ведь у нас были уникальные монументальные литературные памятники, которые являются образцами исторической, юридической и социально-политической мысли.

      +1

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *