loader image
Гераклит Эфесский

Философ Гераклит Эфесский: первоначало и динамизм

Древнегреческий философ Гераклит Эфесский – один из самых независимых и интересных мыслителей древности. Жил в VI в. до н.э. И, как отмечают исследовали, учителя не имел и ни к какой школе не принадлежал. Сам он это также подчёркивал неоднократно.

Философская школа Гераклита: к какому направлению он относился?

Происходил он из города Эфес. На карте мы можем увидеть, что этот город находится совсем недалеко от Милета – столицы философской мысли того времени в той же Ионийской области.

Древнегреческий философ Гераклит Эфесский
Древнегреческий философ Гераклит Эфесский

Поэтому традиционно Гераклита относят к ионийской философии, хотя он выделяет совершенно другие установки и принципы философствования в сравнении с его предшественниками – натуралистами.

Гераклит пишет произведение под названием «О природе».

Это значит, что всё-таки влияние милетов может быть. Но язык этого произведения совершенно не научен и больше походит на набор высказываний оракулов. Они парадоксальны и очень туманны.

Древнегреческий философ Гераклит Эфесский и принцип динамизма

Философ уделяет пристальное внимание принципу динамизма, который был выведен милетцами. И можно сказать, что он открывает его совершенно по-новому. Согласно принципу динамизма, все вещи вечно изменяются, переходят из одной в другую, ничто не уничтожается, но ничто и не рождается.

В связи с этим философ Гераклит выводит образ реки. Нам известны такие высказывания для понимания учения Гераклита:

«В одну реку нельзя вступить дважды»;

«Мы входим и не входим в одну и ту же реку, мы те же самые и не те же самые».

Второе высказывание здесь вынесено на первый план. На первый взгляд это высказывание не имеет смысла. Но философ презирает первый взгляд. Он презирает своих соотечественников. Он живёт в отдалённости, не участвует в политической жизни, хотя тогда это было принято особенно для мудреца.

Гераклит Эфесский О природе
Идеи Гераклита. Гераклит “О природе”

Но вернёмся к теме реки. Почему мы входим и не входим в одну и ту же реку? То есть река Гераклита – это та же река. Она видится нам той же. Хотя, когда мы входим уже во второй раз, нас омывают всё новые воды.

Так же и мы сами. В каждый новый момент мы становимся кем-то другим. Вот этот человек больше не существует. В момент А он есть. А в момент В – уже нет.

Диалектика Гераклита: борьба противоположностей

Вот этот процесс становления очень привлекает Гераклита. Он видит всё мировое устройство как вечную борьбу противоположностей и утверждает, что миром руководит война. Гераклит считал, что война – это мать мира и его сущность. Но одновременно с этой враждой вещей мы видим и гармонию. Её нам даёт вражда. И благодаря таким контрастностям люди могут обрести смысл. Они могут отличать одно явление от другого.

Принцип динамизма Гераклита
Принцип динамизма Гераклита

Для понимания философии и стиля высказывания этого мыслителя можно привести ещё его высказывания, чтобы познакомиться с его философией поближе:

«Дорога вверх и дорога вниз есть та же самая дорога»;

«Одно и то же – живое и мёртвое»;

«Всё есть одно, из одного проистекает всё».

Гераклит высказывания свои основывал на принципе динамизма. Но Гераклит хоть и видит причину всего не в вещи, не в объекте, а в процессе, он всё-таки не отступает от идеи «фюзиса» и вводит ещё один глубокий образ – это образ огня.

Первоэлемент Гераклита Эфесского – это огонь, это «архэ», это начало. Из него проистекает весь мировой порядок. Гераклит огонь называл божественным. Также Гераклит первоэлемент называл богом.

Гераклит Архэ
Гераклит первоначало (Архэ)

Гераклит Эфесский: учение о Логосе

Но бога (вот эту верховную силу, верховную душу, которая управляет всем порядком) мыслитель характеризует, прежде всего, как «закон», как «Логос», как «слово». Это разум, управляющий миром.

То есть мы не должны доверять чувствам. Это уже такой критический выпад против натуралистической философии, которая часто прибегала к опытам, к наблюдениям. Когда мы доверяем своим чувствам, мы видим видимость, но не видим истины, которая находится внутри под вот этой вот оболочкой.

Именно поэтому у Гераклита такой необычный стиль письма, основанный на парадоксах, потому что ему близка традиция оракулов. Ему близки размышления орфиков о воздаянии после смерти, о бессмертии души. И вот главной мировой душой он видит Логос.

Гераклит Эфесский до сих пор привлекает внимание многих философов, учёных. В частности, Гегель основывал свою логику, диалектику, диалектическую логику на идее динамизма и противостоянии идеи борьбы, на диалектике Гераклита. Ну и в XX веке к нему обращался Хайдеггер и другие философы.

Предыдущая запись
Постмодернизм и метамодернизм в философии
Следующая запись
Иммануил Кант – Критика чистого разума. Основные идеи
Добавить комментарий
Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *