Важнейшая проблема средневековой теологии – проблема соотношения веры и знания (и, соответственно, соотношения философии и теологии). Наиболее чётко и полно эта проблема представлена в работе Фомы Аквинского «Сумма против язычников». В этой работе заключена не только теология Фомы Аквинского, но и суть средневековой схоластики.
«Сумма против язычников»
Главная идея работы «Сумма против язычников» в том, что говорить осмысленно и полно о человеке или о мире (как о чём-то цельном) можно лишь в контексте Откровения, иначе всё это теряет смысл. Однако разум и связанную с возможностью рационального познания философию, Фома называет «Praeambule fide» («Преамбулой веры»).
Разум может существовать автономно и философское знание вполне тогда будет разработанным, но всё равно он даст несовершенное знание о том, о чём теология может говорить более внятно и давать какие-то конкретные определения.
Фома Аквинский о соотношении веры и разума
На первый взгляд примат веры над разумом кажется очевидным. Откровение облагораживает философию, а вера облагораживает разум. Сразу указывается, что место Откровения и веры обязательно находится выше философии.
Но Фома хочет сказать этим ещё и то, что в философии разум – это, в целом, основание для нашей веры. И чем более корректным оно будет, тем более благородным станет воздействие на нас Откровения (иначе нечего будет облагораживать). То есть философия необходимо должна быть корректной, нужно работать над ней. Тогда и теология станет более действенной.
Теология Фомы Аквинского: 2 вида истины
В связи с разделением областей влияния теологии и философии, Фома также пишет о двух видах истин:
- первый тип истин – это истины, которые превосходят любой мощный разум, например, «Бог един, но в трёх лицах»;
- другие истины вполне доступны рациональному сознанию, например «Бог существует», «Бог един» и подобные этому истины.
Истинам второго типа Фома Аквинский посвятил первые 3 книги «Суммы против язычников», а истинам первого типа – четвёртую книгу.
Во всех этих случаях очень большое внимание уделяется разуму и рациональному. Он – необходимая опора, которая способна примирить всех, потому что это универсальное свойство и достояние всех людей.
Роль разума в теологии и философии
Неудивительно, что именно в «Сумме против язычников» Фома разрабатывает проблематику разума, так как сам он утверждает, что
«В спорах с евреями мы используем Ветхий Завет, с еретиками обращаемся к Библии и к Евангелию. У нас нет общих текстов с язычниками, поэтому мы должны апеллировать к разуму».
Ещё раз здесь им подчёркивает важность рационального в апологетике. Апологет должен уважать разум именно по причине его универсальности. К тому же христианство очень органично вписано в философские рациональные традиции Античности. Это действует и будет действовать.
Если мы не будем обращать на это внимание, то наша философия просто будет искривлённой, неправильной, и никакие истинные откровения не смогут в таком случае облагородить наш разум. Наш путь может и станет правильным и выровняется, но с большим трудом и напряжением.
Теология Фомы Аквинского как примирение разума и Откровения
И последней проблемой на этом пути становится проблема примирения высокой роли и ценности рационального с Откровением, с христианскими Заветами. Фома Аквинский считает, что здесь проблемы нет вообще, потому что человек – это относительная автономия.
Хотя он и очень зависит от Бога, но разум необходим человеку, так как Бог завещал ему господствовать над миром и познавать этот мир для того, чтобы лучше в нём хозяйничать. Так как разум является единственными источниками истины, то только с его помощью человек достигнет лучшего результата.