loader image
Возникновение схоластики

Возникновение схоластики и её особенности

С 6 века начинается возникновение схоластики – нового явления в философско-интеллектуальной жизни средневековой Европы. В 6 веке указом императора были закрыты все языческие школы. Новая христианская культура, которая уже обосновалась прочно на европейских и римских землях, нуждалась в новом образовании.

В 4-5 веках в некоторых церковных учреждениях возникают школы. Кроме церковных, существовали и светские школы (но, главным образом, были распространены именно церковные школы).

Средневековые школы и возникновение схоластики

Выделяют 3 типа школ для того времени:

  • монастырские;
  • епископальные;
  • придворные.

Монастырские школы существовали при аббатствах. Они представляли собой, в первую очередь, очаги сохранения культуры. Это сословие монашества, которое работало над перепиской текстов, над систематизацией и комментированием текстов. Но публичными сами монастырские школы не были.

Епископальные школы существовали при кафедральных соборах. В них прихожане могли получить начальное образование.

Придворные школы были куда более светскими и менее консервативными. Именно они были местом реформ и нововведений. Одну из подобных реформ предложил, например, Алиций Йоркский – это реформа трёхступенчатого образования.

Классическое образование и теология

Главной проблемой на то время было включение классического образования в новую культурную парадигму и совмещение её с теологией. Модель школы всё же была своего рода калькой с античности. Она имела античный аналог и не очень получалось проблемное совмещение.

Университеты и возникновение схоластики

В 13 веке появляется новая беспрецедентная организация – университет. Университет был в первую очередь корпоративной ассоциацией, которая охраняла интересы определённых кругов лиц. Он был сформирован на свободных началах.

Первым университетом считается Болонский университет (Universitas Scholarium – «студенческая организация»). За ним появляется не менее крупный влиятельный Парижский университет, который уже имеет статус Magistrorum et scholarium (не только студенты, но и магистры включаются в эту ассоциацию).

В связи с появлением университета в общественной и культурной жизни появляются два очень значительных феномена, которые его преобразовывают:

  • появление сословия учёных;
  • демократизм, народность и доступность обучения в университетах для широких сословий.

Первый феномен – это появление сословия учёных, которые имеют право преподавания права и истин Откровения. Чтобы получить это право, необходимо уже добиться определённого учёного статуса или учёной степени.

Таким образом появлялись первые магистры теологии. Так как круг этих магистров постепенно рос, то появлялась некая третья власть. Наряду со светской и духовной властью появлялась власть интеллектуалов, мнения которых становятся очень значительными по тому или иному кругу вопросов.

Второе интересное явление – университеты изначально являлись очень демократичными организациями. Им была присуща определённая народность.

Обучение в средневековых университетах стоило недорого, поэтому позволить его могли себе люди совершенно различных сословий. Благодаря этому появляется новое значение благородства.

Тут уже не просто аристократизм – это уже образованность и наличие хорошего вкуса. Это тоже влияет на новую третью власть интеллектуалов. Появляются новые критерии оценки человека.

Так происходит возникновение схоластики. Таким образом, в схоластике происходит развитие образования от хаотичности к централизованности. Новые традиции образования собираются вокруг крупных центров.

Соотношение разума и веры

Научная и образовательная программа схоластики строится на уже известном соотношении разума и веры.

В первые века над всем возвышался авторитет Священного Писания и воспринимался он совершенно некритично. В схоластике магистры уже постоянно тяготели к систематизации, построению неких конструкций, позволяющих лучше объяснять христианские истины.

Очень важной становится логика и непротиворечивые объяснения. Связано это в первую очередь с обращением неверующих. Неверующих становилось всё меньше, но такая традиция для разумного убеждения (чтобы человек мог лучше понять, во что уверовал) становится очень крепкой. Эта традиция становится крепкой основой всей средневековой культуры.

Разум и вера: факультеты свободных искусств и теологии

В системе образования соотношение разума и веры иллюстрируется как существование двух факультетов:

  • свободных искусств (7 классических искусств);
  • теологии.

На факультете свободных искусств обучение проходит примерно 6 лет. Только изучив свободные искусства человек уже может поступать на факультет теологии. На факультете теологии обучение длится 8 лет и даже больше.

Факультет свободных искусств играет примерно ту же роль, какую играли придворные школы. В нём постоянно циркулируют какие-то новые идеи. Сами студенты здесь моложе, чем на факультете теологии. Всё это куда менее консервативно и более противоречиво.

В то же время цель обучения на факультете теологии – это точное изучение Библии и свободное толкование Писания. Магистры теологии издают сочинения, которые чаще всего имеют название «Сумма» (т.е. систематическое изложение христианской доктрины).

Культурный фон схоластики достаточно богат. Выделим несколько важнейших компонентов.

«Град Божий» Августина Блаженного

Очень важным произведением является «Град Божий» Августина Блаженного. Весь мир воспринимается как противостояние двух градов:

  • града небесного;
  • града земного.

Хотя роль земного града всё же несколько облагораживается, он является всё-таки проводником для обычного человека. Следуя заповедям Бога, он уже в земном граде получает надежду на проникновение в град небесный.

Церковная реформа 12 века

Вторым важным явлением является церковная реформа, произошедшая в 12 веке. Связано это с общей политикой, т.к. на европейские земли приходит феодальный режим.

Государства не смогли удержать себя в своих границах и не были определёнными. Все земли очень дробились и Церковь завоёвывала такую активную позицию в постоянном противостоянии светской власти. Эту новую позицию можно сформулировать как христианское завоевание мира. Известно, что это было также эпохой начала крестовых походов.

Проблематика Церкви становится скорее политической, чем религиозной. Она уже более не репрезентирует собой уход от мира. Это вызывает волну недовольств.

Иоахим Флорский и 2 божественных возраста

Одним из выразителей недовольства был, в частности, Иоахим Флорский. Он был очень разочарован поведением церковников и выдвигал новую доктрину, в которой он искал спасения.

Он говорит, что мир уже пережил 2 божественных возраста:

  • возраст Бога;
  • возраст сына.

И сейчас он ищет третьего возраста – возраста Святого Духа-утешителя. Утешитель способен будет освободить человечество от постоянно испытываемого гнёта и давления, разрешить окружающие противоречия. Так проявляется жажда новой духовности.

Периодизация схоластики

Наконец, выделим периодизацию схоластики, которая является квинтэссенцией средневековой культуры:

  • 6-9 вв. – подготовительный период, когда только начинают формироваться основные проблемы и понятия;
  • 9-12 вв. –период обновления Церкви, церковные реформы и период крестовых походов;
  • 13 в. – «Золотой век» схоластики, когда она достигает своего расцвета (известен он творчеством Фомы Аквинского);
  • 14 в. – реформаторские тенденции, которые проявляются во всё более строгом и радикальном размежевании веры и разума (это уже подготовительный период для Ренессанса).
Возникновение схоластики
Предыдущая запись
Философия Иоанна Дамаскина
Добавить комментарий
Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *