Появление Иоанна Дамаскина знаменует собой конец эпохи греческой патристики. Творчество – богословие и философия Иоанна Дамаскина приходится на 8-й век.
Родом он был из Дамаска, поэтому и получил такое прозвище в христианской традиции. Второе его прозвище – «Мансур». Он получил его от отца, который был министром халифа Дамасского халифа. Иоанн происходил из влиятельной семьи.
Иоанн Дамаскин – труды
Написано мыслителем немало. Среди его важнейших произведений:
- «Священные параллели»;
- «Руководство»;
- «О Святой Троице»;
- «О природе человека»;
- «Источник познания» и др.
Кроме того, им были написаны гимны и церковные песнопения. Также он создал «Октоих» – систему музыкального восьмигласия, которая действовала в православных песнопениях.
Иоанн Дамаскин – философия и богословие
Богослов вошёл в историю в первую очередь как великий систематизатор философии и христианского вероучения.
Главная его особенность в том, что исходил он из философии Аристотеля. В то время в основном философскую составляющую своих доктрин отцы Церкви черпали в Платоне и неоплатонизме.
Очень популярна философия Иоанна Дамаскина была на Востоке. Но со временем его труды проникли и на Запад в латиноязычные регионы. Эти труды там тоже произвели такой крупный эффект.
Философия Иоанна Дамаскина: источник познания
В философском плане важен труд Иоанна под названием «Источник познания», в котором можно выделить 3 части:
- философскую;
- теолого-доктринальную;
- про историю ересей.
В первой философской части труда он называет философию богоугодным занятием. Целью философских исканий является:
- познание сущего;
- познание божественного;
- познание человеческого.
Кроме того, в философии мы находим источник искусств и наук. Здесь нет абсолютно никакого враждебного отношения к философии, т.к. верующий человек обязательно сможет грамотно её использовать.
Он вспоминает, что античное значение самого термина «философия» – это «любовь к мудрости». Иоанн говорит:
«истинная премудрость – это Бог, поэтому истинная философия является любовью к Богу».
Во второй части «Источника познания» мы находим историю ересей, которую христианский богослов тут же оспаривает.
Третья часть – теолого-доктринальная или богословская. В неё он скрупулёзно заносит все истины христианства. Такая очень тщательная систематизация стала образцом для средневековой схоластики западного типа, когда схоласты открыли для себя этого мыслителя.
Иоанн Дамаскин – иконопочитание
8 век был также веком иконоборческих споров. Сам Иоанн Дамаскин выступал на стороне иконопочитателей и писал сочинения против иконоборцев. Эти сочинения задали стиль для написания православной полемической литературы.
В этих же сочинениях он выводит теорию образа, которая становится очень важной для православия, для понимания православия. К ней будут возвращаться на протяжении многих веков (даже в 20–21 веках!).
Образы Иоанн Дамаскин делит на:
- естественные;
- знаковые;
- дидактические (либо учительские);
- символические.
Он выступает как иконопочитатель и, конечно, очень высоко ставит религиозную живопись, иконопись. Он утверждает, что весь универсум (весь мир) можно читать как образ. Не стоит забывать в связи с этим, и что сам человек является образом Бога. Поэтому образность икон – это не просто подражание, но это определённая связь с Божественным. Сам он пишет:
«иконы выливают в душу Славу Божью».