Пифагор – философ шестого века до н.э. Даты его жизни приблизительны – это 570-490 гг. до н.э. Родина Пифагора – остров Самос, который относился к Ионийской области. Поэтому философия Пифагора исследователями относится к ионийской линии философии.
Известно, что философ с молодых лет стремился к знаниям и много путешествовал. Он был и на востоке, и на западе. В частности, он был в Египте.
Пифагор обучался наукам и, возможно, каким-то тайным знаниям у жрецов. В западных землях для города Кратони Италийской области он даже разработал ряд законов, которые затем были там внедрены. То есть мы можем с уверенностью сказать, что он был путешественником и политиком.
Тайные общества Пифагора: мистификации
Сведений о Пифагоре существует множество, но все они не проверены и в отношении его есть очень много мистификаций.
Почему возникли эти мистификации? Потому что он основал ряд школ, очень закрытых обществ. Ученики Пифагора наделяли своего учителя божественным статусом. Его учение было некоторой смесью научной познавательной деятельности и религии.
Поэтому существовали очень много трудов, которые приписывали Пифагору, но при подробном рассмотрении оказывается, что эти труды написали уже гораздо позже, так как школы Пифагора продолжали свою жизнь и после смерти учителя ещё много веков.
Пифагорейская школа
Рассмотрим теперь, что представляли собой эти школы.
Пифагорейская школа – это закрытое общество, которое даже напоминало религиозный орден, секту, религиозное общество. Ученики этой школы жили по нормам общежития. Такие нормы включали в себя не только какую-то научную методу для лучшего обучения, лучшего познания, но также и нормы жизни. То есть для достижения их целей необходимо было ещё и соблюдать законы, разработанные основателем школы.
Второй отличительный аспект – это полная закрытость учения. В эту школу не так-то просто было попасть. Учение было тайным и передавалось от ученика к ученику, не выходило за рамки школы. Известно, что первым доступ греческого общества к текстам открыл Филолай, но это было уже в 5 – начале 4 века до н.э. Философия Пифагора до этого оставалась неизвестной обществу. Многие пифагорейцы очень сильно обиделись на Филолая и посчитали его предателем.
Политическая философия Пифагора
Также можно выделить политическую направленность школы. Сам Пифагор занимался политикой. И пифагорейцы тоже участвовали в государственных делах.
Известно, что им был разработан особый государственный строй. Хотя мы не знаем подробностей, но в целом пифагорейцами утверждалась такая форма правления как аристократия. Аристократия должна быть основана на особых новых сословиях: не царских, а в основном торговых. Это связано с тем, что тогда была чрезвычайно развита торговля. Такая экономическая подоплёка, видимо, способствовала лучшему государственному управлению.
Философия Пифагора и его последователей
Каковы были нормы школы и каковы были учения, по которым действовали и существовали эти школы? Это было прежде всего религиозное учение. Оно было похоже на орфизм (с идеями темпсихоза и мистериями). Но это скорее более рациональная модификация орфизма. Её цель – освобождение души от тела и возвращение души к Богу.
Душа бессмертна, насколько мы помним. Значит цель – освобождение души. Но достигается такая цель, не магическими средствами, не мистериями, а познавательной деятельностью и занятиями наукой.
Этика пифагорейцев
И, конечно же, существовали ещё ряд этических правил. Они были очень догматичны. Это был целый кодекс, который передавался по наследству от старших пифагорейцев к младшим. Поэтому среди них сохранилось много странных суеверий. Например, не собирать в доме ласточек или не есть бобов. Преемники утверждали, что эти заветы оставил им сам божественный учитель.
Так как эта школьная жизнь была такой строгой и насквозь пропитанной правилами, разработался уже новый идеал поведения философа – это идеал созерцательной жизни, без теоретизирования. К этому идеалу, разработанному при пифагорейцах, позже будут обращаться философы самых различных школ и направлений.