Сказка «По щучьему веленью» содержит в себе глубокие философские мысли. Считается, что смысл сказки «По щучьему веленью» заключается в констатации русской лени. Каким образом Емеля просто так получает все блага, которые только могут быть, в полном объёме?
Емеля женится на царевне. Все его желания исполняет волшебная щука. Целыми днями он просто лежит, ему всё делать неохота, когда ему что-то предлагают сделать. Получается какая-то несправедливость: не может же народная мудрость одобрять лень?
Смысл сказки По щучьему веленью: мудрая лень
В этой сказке показано, что Емеля не просто был ленив. Он обладал мудрой ленью. Он не делал того, чего делать не следует.
Когда ему говорят «сходи за водой», он говорит ему неохота. Значит надо работать только с охотой, с радостью и любовью, чтобы труд был в радость.
Ему говорят: «хорошо, не придёшь, отец не привезёт красного кафтана». Не привезёт? Ну и ладно. Когда стимул есть (а в этом случае стимул – это красота, т. к. кафтан символизирует в данном аспекте красоту), то ради красоты можно и потрудиться. Например, когда мы делаем фото красивое в свой инстаграм, то мы можем залезть и на гору, и на определённую глубину озера.
Ради блага он трудиться не хотел. Нужно трудиться так, чтобы другому хорошо было. Вот если вы будете стараться хорошо сделать другому, то и сами будете сыты.
Емеля вовсе был не ленив, но он хотел работать только ради стимула. Просто так работать он не будет. Как говорится в другой народной мудрости «работа любит дураков».
Емеля – мечтатель, в отличие от рыбака, который словил рыбу и был испуган говорящей щуки. А когда Емеля поймал её, то для него данное чудо было как обычное дело.
Емеля требовательный к себе и требовательный к другим. Когда ему говорят «сходи за дровами», он говорит: «Всё Емеля да Емеля, а вы то на что?». Ему сёстры говорят: «разве наше это дело?», снова заводя разговор про кафтан. И Емеля снова соглашается, ведь есть стимул.
Только помогает он не сам, а с помощью рыбки. Так и человек в реальной жизни, если у него есть возможность более рационально, быстрее и легче что-то сделать, а человек делает это долго, тяжело и нерационально, то его справедливо называют дураком. Этому соответствует ещё одна народная мудрость: «Умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт».
Практичность, разумность и требовательность
Благодаря этим трём качествам (практичности, разумности и требовательности) народная мудрость Емелю превозносит как победителя.
В сказке «По щучьему велению» смысл заключается также в символах. Если рассмотреть символы, то печь является символом пространства сознания, из которого Емеля выбираться не хотел. Но чтобы достичь гармонии, внутреннему миру человека необходимо взаимодействовать с внешним миром.
Емеля познакомился со щукой и узнав о её способностях, он осознал свои истинные желания. Он проявил к щуке, которая в свою очередь символизирует природу, внимательность. Емели доверился ей и она (природа) дала ему возможности реализовать своё намерение: «По щучьему веленью, по моему хотению».
Речка – это некий канал энергии и информации, в который проникнуть можно только в том случае, если получается достичь гармонии двух миров. Становление Емели принцем – это проявление его красоты во внешнем плане.
Можно рассмотреть всё и с политического аспекта. Емеля – это народ. Он забирает царевну (в данном случае Россию) в жёны. При этом Емеля (народ) оставляет Царя ни с чем (то есть власть имущих). Так он восстанавливает социальную справедливость.
В этих аспектах и заключается философский смысл сказки По щучьему веленью.