Египетское иероглифическое письмо, как и клинопись, считается самым древним в мире. Его первые, самые простые представления датируются периодом археологической культуры Нагада (преддинастический период). В отличие от клинописи, иероглифы использовались для написания только одного языка (древнеегипетского). Они проходили существенную эволюцию через тысячелетия, как и само письмо. Иератическое письмо, демотическая письменность и иероглифы стали основными формами существования древнеегипетской письменности.
Иероглифы, иератическое письмо и демотика Древнего Египта
Древнейшей известной формой египетской письменности, использовавшейся в период Старого и Среднего государства, были иероглифы (священные знаки). Они объединили пиктограммы, идеограммы и фонограммы. Основной принцип их записи сохранился неизменным на протяжении всей жизни египетской цивилизации. Это произошло из-за того, что они предназначались только для наиболее важных служебных, храмовых или могильных записей.
Находки, указывающие на появление новой формы письма – иератика, иератическое письмо (греч. hieratikos, священнический), датируются периодом Нового царства. Это был журнал, созданный в результате развития и распространения практики письма. Это развивалось от иероглифического письма, не вытесняя его. Он использовался для повседневного использования в храмах, администрации и дипломатии. Иератическое письмо Древнего Египта – одно из древнейших и представляет огромный научный интерес у исследователей. На иератике написано также большинство литературных текстов вплоть до 3 века до н. э.
Примерно в 7 веке до н. э. появилась новая разновидность египетской письменности – демотическая письменность (от греч. демотикос, фолк). Многие знаки больше не напоминали их иероглифические прототипы, но принцип остался прежним. Египетская письменность оставалась выражением мысли египетской аристократии.
Коптский язык
Последним этапом развития древнеегипетского языка был коптский язык. Он был создан в период раннего египетского христианства. При этом он основывался на греческом алфавите с несколькими заимствованиями из более ранних форм, использованных для записи звуков, не встречающихся в греческом языке. И сегодня это всё ещё официальный язык коптской христианской Церкви.
Чтение древнеегипетских иероглифов
Чтение иероглифического письма Жана-Франсуа Шампольона в 19 веке стало возможным благодаря так называемой Стоуни с Розеттой. Это остатки храмовой стелы примерно 2 века до н. э. Они написаны на двух языках и в трёх версиях (иероглифы, демотическая и греческая). На этих стелах написан указ, изданный в честь коронации Птолемея V из греческой династии Лагидов. Стела была найдена во время египетской экспедиции Наполеона в 1798 году. Знание коптского языка помогло Шамполлиону прочитать содержание.
Литература Древнего Египта
Египетская культура в античный период имела чрезвычайно разностороннее развитие литературных форм. Многие из памятников египетской литературы известны и по сей день. Самый старый из них – так называемые Тексты пирамид. Они были найдены на стенах гробниц периода Древнего Царства. Тексты пирамид описывают представления о жизни после смерти. Из первого переходного периода известна история об уничтожении человечества. Она отражает настроение тревоги, вызванное падением государственности и широко распространённым отсутствием безопасности.
Во времена Среднего государства (классического для египетской культуры) наибольшее развитие получила египетская литература практически всех жанров. Из многих сохранившихся историй наиболее примечательными являются «Каставей» и «Сказ о Синушете». Эти истории отражают великие завоевания и многочисленные путешествия египтян в связи с военными, дипломатическими и торговыми экспедициями. Эти экспедиции характерны для периода фараонов XII династии. Особого внимания заслуживают нравоучительные произведения (такие как «Учения царя Мерикаре» или «Учения царя Аменхотепа»), а также религиозные тексты (в том числе «Книга мёртвых», написанная во время Нового государства, или гимн в честь Атона, приписываемый фараону Эхнатону).
Более поздний период был господством языка и форм, характерных для греческой культуры. Однако даже за предыдущий эллинистический период Поздняя Эра описывает путешествие священника и дипломата Вэнь-Амона в Сиропалестин. Это убедительное описание падения суверенитета Египта в этой области в пользу недисциплинированных филистимлян, предвещающих неизбежный конец господства фараонов на Ближнем Востоке.