У вас бывало такое, чтобы ночами снился сюжет компьютерной игры, которую вы проходили больше года назад? Несмотря на то, что я играть стал крайне редко, у меня такое периодически случается. Когда я думаю про путешествия, про домашний уют после улицы и непогоды, я мыслями возвращаюсь на заснеженный остров Большой Медведицы из игры «The Long Dark».
Выживание
Как выжить в холодной бескрайней земле, когда вся надежда только на заброшенные дома? Как же интересно бродить с керосиновой лампой по лесу, искать ориентиры (потому что тяжело читать карты) и случайно выходить на новые локации.
Отбейте зубами колыбельную, чтобы хоть как-то уснуть голодным, пока за дверью бушует снег. Пещеры, хижины, разбросанные остатки цивилизации и запутанная, но такая по-человечески простая история – это всё ждёт вас в «The Long Dark» («Долгой тьме»).
Можно любоваться флуоресцентным свечением, главное – не забывать о температуре вокруг. Постепенно паров изо рта становится меньше – и вот вы уже близки к состоянию сосульки. Если ночь спокойная и вы нашли место для ночлега, можете побродить возле своего найденного места ночлега. Небо же тёмное-тёмное, усыпанное звёздами. Возможны даже огромные комья снега, которые почти как перья падают вниз. На следующий день под дверями основательно наметёт. Но как же это будет красиво…
Конечно, долго бродить не получится. Слишком холодно. Но хруст снега вместо французской булочки, дикий ветер вместо вентилятора и северный мир, искренний в своём желании вас уничтожить, уносят вас в глубокую древность (где человек одинок, а природа против него). Вы выживаете в этом мире, вы знаете, что он создан не для вас и вас нужно постараться выжить. Игра примерно про то же: как человеку выжить? Дальше, конечно, сюжет навязывает нам конфликт человека с человеком. Но именно дух безлюдных снежных пустот, воды скал – всё это леденит сознание игрока.
Языческое настроение и кусочки человеческой жизни
Языческое настроение пронизывает остров Большой Медведицы. Кажется, что ты просто чиркаешь спичкой – а на стенах уже пляшут шаманы. Местный зверь смотрит на тебя как на чудо. Не понимает, что человек забыл в своём царстве. И все же снова и снова попадаются кусочки человеческой жизни: утонувшая в снегу машина, лесопилка, домик рыбака у озера или скрипящая радиомачта в скалах. Миссии сюжетного режима заставят вас исследовать локации до слоя льда, который будет называться докембрийским.
В игре невозможно «промотать» день или пропустить дальнее путешествие. Вы ходите по снегу, лазите по скалам. Простая прогулка от домика до домика по лесу может занять около двадцати минут реального времени.
И всё же путь не однообразен: может встретиться стая волков или медведь, который в местной области считается самым опасным «гостем». Иногда будет появляться олень, который посмотрит на вас, пошевелит ушами и убежит, потому что не признал за своего. Силуэт исчезнет в снежной завесе.
Как проходить The Long Dark
Но хуже всего, если вы вышли на тропу в непогоду. Начался вихрь, вы ничего не видите, кроме своих ярких перчаток, идёте на ощупь. Замираете, слышите слабое дыхание и дрожание зубов. Спас бы огонь. Но развести его посреди вырванной с корнем железной дороги, протянувшейся вдоль пристани через бескрайнее загадочное озеро в The Long Dark, невозможно. Потому что игра правдоподобная.
Вы подвернули лодыжку при подъёме или взяли груз больше, чем тот, который вы можете нести? Не нашли что поесть или забыли попить воды? За всё это вас ждёт возмездие. Выходите на исследование местности в темноте, чтобы не ждать рассвета? Поплатитесь жизнью.
Ярость погоды заставляет ценить хижины и оставшиеся заправки, застывшие на краю географии, как насекомые в янтаре. Если посреди снежной белизны увидите силуэт с крышей, бегите туда, не обращая внимания даже на сухие ветки для костра и ту же подвернутую ногу или кровотечение. Очаг и печь – именно они становятся гарантом жизни на следующую ночь. Хотя бы на ночь…
Наконец, если вы не проверили запас дров и уснули, огонь погаснет, и вы очнётесь в промёрзшем доме. Так что вы в результате потеряете здоровье и силы. Придётся искать плоды шиповника. Хотя красные ягоды заметны в заснеженных окрестностях, нужно знать плодородные места. Хуже всего столкнулся с хищником. Придётся зашивать или даже заменять одежду, а их укусы очень тяжело лечить. К тому ещё труднее найти мох, висящий лохмотьями на ветках (а именно из моха можно сделать бинт и остановить кровотечение).
The Long Dark: персонажи
Персонажи, населяющие локации, требуют особого внимания. Обычно они не путешествуют между локациями. Поэтому, например, если вы попрощаетесь с охотником Джереми, вы можете забыть о нём.
Не менее загадочна и Серая Мать, пожалуй, единственная теперь жительница Милтона. У неё перевязаны глаза, потому что женщина слепая, её дом находится в центре, и найти его очень легко – на всей улице, как и во всём городе, есть только одна труба с дымом. Серая Мать, конечно же, даёт квесты, и мы постепенно пытаемся разобраться, что случилось с городом. Затем узнаём про дочку слепой, погибшей в одном из походов.
У каждого персонажа игры есть своя загадка. Иногда настолько большая, что до финала не понимаешь, кто есть кто. Жителей острова невозможно прочитать как открытую книгу, т.к. в этом суровом краю они огрубели и никому не доверяют. Они наедине с островом Большой Медведицы, куда вас забросило авиакатастрофой.
The Long Dark: начало игры
А началось всё с того, что бывшая жена Астрид, пропавшая много лет назад, неожиданно появилась и попросила о помощи. Она заговорила про вопрос жизни и смерти. А кто вы такие, чтобы не согласиться помочь, несмотря на страх и кучу вопросов, которые сейчас не задашь?
И вот решительный и почему-то взволнованный вид Астрид заставляет заправить гидросамолёт и лететь в самую плохую погоду. Вы, конечно, решите спросить, куда Астрид, ваша бывшая жена, потратила столько времени. Она, конечно, не ответит. Вы можете оказаться настойчивым и повторить вопрос. Но она уйдёт от ответа благодаря таинственной геомагнитной буре.
Таинственное явление лишит вас, пилота, управления – и вы уже падаете. Здесь вы остаётесь одни. Астрид куда-то исчезла. Опять. Ваше выживание в снегах началось.
Озвучка и графика в The Long Dark
Своеобразным в игре является и графика. Что-то от цветочного карнавала, который разбавляет синеватый монохром северной земли. Потёртости и шероховатости, словно на любимых штанах, добавляют атмосферности предметам и персонажам.
Минимализм покоряет сердце. Расписные избы выглядят особенно уютно, и это лучше, чем реализм в любом его проявлении. Снова вспоминается языческая тематика и прыжки шаманов под дубом в шкурах.
Трудно себе представить подобную игру «выживалку» с другой графикой. Как и с другими звуками окружающей среды: будь это звуки бури или скрип старого дома. Вы их сразу научитесь различать. Вам может быть страшно, если вы застряли в чужом доме, но вы будете рады, что буря стучится в вашу дверь, пока вы внутри.
Путешествия и испытания в The Long Dark
Это своеобразное путешествие в прошлое, в мир скорого вымирания человека. За Большой Медведицей стоит цивилизация со всеми её достижениями и проблемами. Но местным жителям всё равно, что «за». И игроку необходимо испытать это чувство на себе.
Пусть я эту игру так до конца и не прошёл (на тот момент я играл в бета-версию, с частичным сюжетом). Но этим летом мне почему-то очень хочется вернуться в этот суровый северный мир. Хочется остаться на острове Большой Медведицы в The Long Dark на долгие ночи и наконец понять, какой вопрос жизни и смерти заставил предстать перед нами Астрид.