Иоанн Скот Эриугена происходил из знатного шотландского рода. Он родился в 810 г. и стал классическим представителем схоластики IX в. Иоанн получил прекрасное образование, был очень эрудированным и глубоким мыслителем. В 847 г. его призвал ко двору король франков Карл Лысый. К нему обращались за советом многие знатные персоны средневековой Европы. Философия Эриугена лучше всего отражается в следующей знаменитой фразе:
«Истинная философия ни что иное как религия, а подлинная религия – это правдивая философия».
Критика фатализма в философии Иоанна Эриугена
В 851 г. он пишет свой крупный труд «О предназначении». Труд этот делится на несколько частей. Главной идеей становится выступление Эриугена против фатализма. Он утверждает, что возможно преодоление судьбы, т.к. в это время бытует идея, что людям от рождения предначертано быть в раю или аду.
Иоанн говорит о том, что человек может работать над собой. Даже если и есть какое-то предназначение от рождения, человек всё-таки способен его изменить.
Негативная теология (псевдо-дионисия)
На Эриугена повлияла негативная теология (псевдо-дионисия). Согласно псевдо-дионисии утверждения и отрицания кажутся взаимоисключающими только для человека неглубоко мыслящего и отстоящего от Бога. По мере приближения к Богу он всё более проникается всеобщей гармонией и границы между утверждением отрицанием стираются.
В то время как катафатическое позитивное богословие определяет Бога с помощью метафор, соотнося Его с образами мира, в апофатической негативной теологии (псевдо-дионисии) Бог определяется через отрицание. Таким образом, показывается, что Бог больше как отрицания, так и утверждения.
Иоанн Скот Эриугена – философия о разделении природы
Кроме того, важным является сочинение Эриугены «О разделении природы», которое состоит из 5 частей. По его мнению, природа делится на 4 типа.
- Несотворённая, но творящая природа – это совершенный Бог. Его невозможно определять в конечных предикатах. Бог обнаруживает себя в Логосе для нашего познания. При этом Логос не является творением Бога, т.к. Сын Божий единосущен Богу.
- Сотворённая и творящая природа – Логос. Логос является всеведением Бога. В нём заключены модели всех вещей, которые напоминают нам о Платоновских идеях. Для Бога все эти так называемые «идеи» равны между собой, но мы видим их неравными и индивидуализированными. Индивидуализирует их Святой Дух.
- Сотворённая и нетворящая природа. Это созданный мир. Бог создал его как теофанию. Он хотел видеть его таким, но мир имеет чувственные аспекты и этот аспект является следствием первородного греха. Конечным смыслом мира является человек, целью которого является уподобление Богу. В постижении этой цели он использует своё тело как инструмент.
- Несотворённая и нетворящая природа. Это тоже Бог. Здесь Бог выступает как последний предел. Эта природа знаменует собой уже конец мира. Здесь уже выступает эсхатологический мотив. Это конец в возвратном движении человека. Этот путь указал Сын Божий во время Своего пришествия. Сам по себе Бог непознаваем и частично раскрывает Себя в своих созданиях. Его создания – это чудо, невыразимое обращение в Боге.
Иоанн Эриугена – философия, основные идеи на общество и государство
Кроме того, Эриугена известен своими воззрениями на социополитическую проблематику. Согласно его взглядам, земной порядок ориентирован на небесный и пытается быть всё более похожим на него. Однако между земным и небесным порядком заключён политический порядок.
Таким образом, согласно Иоанну, существует идея глобального сообщества, в котором духовное доминирует над земным, над светским. Таким образом происходит унификация духовной и светской власти, но религиозный аспект выходит на первый план.
Также большое внимание Иоанн Скот Эриугена отводит роли разума. Власть не может пойти против разума, но и разум не может пойти против законной власти. Следовательно, и у разума, и у власти существует один источник – воля Всевышнего.
Логика и диалектика в схоластике Эриугена
От такого понимания разума происходит и новое понимание логики. Во времена Эриугена логике не удялось такого большого внимания. Философы и богословы больше рассчитывали на озарение, на веру. У Иоанна мы обнаруживаем новую ценность, потому что до него логика была только языковой техникой и не самым нужным инструментом.
Для Иоанна Эриугена диалектика – это божественное искусство, согласно которому строится вся реальность. Реальность отвечает этой двухфазовой структуре (божественный и земной мир). Например, восхождение и нисхождение от единых вещей ко многим и т. д. Люди открывают для себя диалектику как способ восхождения к Богу.
Таким образом, философия и религия не могут быть разделены. В целом, идеализм Иоанна Скота Эриугена можно выразить посредством латинской фразы:
«Никто не восходит на небо иначе, чем через философию».