Максим Исповедник философия
Средневековая философия

Максим Исповедник: философия и богословие

Максим Исповедник – один из последних самобытных греческих патристов VI-VII вв. Он родился в 580 г. в Константинополе. В трудах Максима Исповедника философия соединяется с такой общей для патристики чертой как мистическим аскетизмом. Он очень много писал. Его самые знаменитые сочинения – это:

  • «Недоумённое»;
  • «Вопросы к Фаласио о Святом Писании»;
  • «Главы о любви»;
  • «Мысли о постижении Бога-Христа» и др.

Максим Исповедник – учение о ипостаси

Большое внимание Максим уделял проблемам ипостаси в спорах с разнообразными ересями. Он утверждал, что ипостась – это не столько индивидуальность Бога, сколько образ и определённая самобытность.

Учение о сотворении человека

Также его интересует проблема сотворения Богом человека. Он говорит, что первый человек был призван Богом соединить тварный (материальный) мир с Божественным прообразом, превратив так всю Землю в рай. Эту миссию человек провалил.

Максим Исповедник – богословие и история Церкви

Под историей Максим понимает прежде всего историю Церкви. Церковь – это мистическая основа мира. В Церкви Максим акцентирует особо деятельностные аспекты (аспекты практики), т.к. именно в Церкви вера неотъемлемо связана с практикой (делом), важной для христианина. «Вера без дел мертва, как и дела без веры» – утверждает Максим.

Максим Исповедник о двух волях Христа

После вопросов о природе и воле Христа, поднятых на Халкидонском Соборе, появилось много разнообразных мнений на этот счёт. В частности, появились такие ереси как монофелитство и монофизитство, которые критиковал Максим.

  • Монофизитство утверждает, что у Христа есть только одна природа – это божественная природа, в то время как Его человеческий образ – это не более, чем призрак.
  • Монофелитство утверждает, что у Христа есть две природы (человеческая и божественная), но воля у Него одна – это воля божественная.

Максим яростно критикует такие ереси как заблуждения. Он выдвигает тезис о 2-х природах и 2-х волях Христа. Тезис этот был утверждён на VI Константинопольском Соборе. Однако для святого это было уже не при жизни.

Исповедничество

В 659 г. Максиму за его взгляды отрезали язык, правую руку и сослали на восток, на Кавказ (Грузию). Там он умер в 662 г. Максим Исповедник был причислен к лику святых как великий исповедник и преподобный. Это означает, что он был свидетелем подлинной веры во Христа.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *