Крещение Руси князем Владимиром
История Украины,  Религиоведение

Крещение Руси князем Владимиром: как зарождалось христианство на Руси

Принято считать, что христианизация Киевской Руси произошла во время правления князя Владимира I. 988 год – дата, которую историки традиционно считают отправной точкой смены вектора духовного, культурного и цивилизационного развития Руси. После крещения князя Владимира, христианство стало государственной религией Киевской Руси и всего русского народа. Крещение Руси князем Владимиром имело огромное консолидирующее значение для всех народов Древней Руси.

Предпосылки и причины принятия христианства на Руси

Каковы же были предпосылки для возникновения христианства на Руси? И кто принял столь радикальное решение – сменить существовавшее сотни лет язычество на новую монотеистическую религию?

Объективной причиной ранней христианизации Руси было выгодное географическое положение (близость к Чёрному морю и Ближнему Востоку). Христианское влияние здесь проявились с самого начала зарождения христианской Церкви.

Уже в первом веке нашей эры апостол Андрей появился в Херсонесе Таврическом. Он нашёл среди греческих колонистов последователей новой веры и создал первые религиозные общины. Отсюда христианская вера распространилась по берегам Чёрного моря.

Согласно повести временных лет, апостол Андрей во время одной из своих многочисленных экспедиций также оказался на том месте, где сейчас находится Киев. Он благословил гору, где находится церковь св. Андрея в Киеве и поставил на ней крест.

Вторым, кто проповедовал христианство на этих землях, был папа Климент I. Он мученически скончался в Херсонесе.

Следующими последователями христианства (ариями) были готы, изгнанные с территории Руси гуннами. Они жили в IV веке н. э. на северном побережье Чёрного моря.

Затем в девятом веке на землях Киевской Руси проповедовали Кирилл и Мефодий. Они, вернувшись из миссии, взяли останки Климента I и привезли их в Рим.

Первое Крещение Руси

Предположительно уже в 860 г. два русинских князя крестились, потому что в 864 г. Фотий I Великий написал в письме одному из них, что послал к нему епископа. Однако неизвестно, был ли это епископ Киевский.

В 866 г. (иногда называют 867 г.) произошло первое крещение Руси в результате миссионерской деятельности Византии. Тогда была создана митрополия во главе с болгарином – Михаилом, который убедил князя Аскольда принять христианство. Однако, после убийства Аскольда, при правлении Олега Мудрого распространение христианства остановилось.

Князь Игорь и христианство

Преемник Олега князь Игорь предпочитал дуалистический подход к религии. Он не боролся ни с традиционной религией, ни с христианством. При этом он не был против их мирного распространения.

Известно, что ещё во времена Игоря здесь была церковь св. Ильи. Во время переговоров с греками после неудачного нападения на Константинополь в 944 г. некоторые из его посланников клялись Евангелием. Затем он заключил торговый договор с Византией и открыл страну для христианских миссионеров.

Принятие христианства княгиней Ольгой

Жена Игоря Ольга Киевская – первая христианка из правящей династии Рюриковичей. Ольге не удалось утвердить христианство в Киевской Руси. Но это произошло через 30 лет после её смерти.

После смерти Игоря в 945 г. Она пришла к власти. Княгиня Ольга, вероятно, крестилась в 957 г. в Константинополе. Некоторые источники говорят, что это было в 955 г. Она начала процесс христианизации страны.

Читай-город

Дата крещения Ольги (принявшей крещение именем Елена) окончательно не установлена (даны 955 и 957 годы). Византийская традиция требовала крещения, чтобы принять имя правящего императора. Так и произошло в данном случае – Ольга взяла имя жены Константина VII.

Кажется маловероятным, что Ольга посетила Константинополь дважды – в 955 и 957 годах. Внутреннее и внешнее положение России не позволяло этого. Есть 2 источника, описывающих это событие – Повесть временных лет и Церемониальная книга Византийского двора. Роман датирует крещение Ольги, включая её пребывание в Константинополе, 955 годом.

Между тем Константин VII в Книге церемоний византийского двора, описывая 2 приема княгини Ольги 9 сентября и 18 октября 957 года, использует её языческое имя Хельгас (Эльга), а не имя при крещении – Елена.

Таким образом, можно предположить, что крещение произошло после этой даты. Возможно, это произошло даже в начале следующего года. Однако тот факт, что её сопровождал капеллан Григорий, может указывать на то, что она крестилась раньше.

Дети княгини Ольги и князя Игоря

Сын Ольги Святослав I христианством не интересовался и отказался креститься. Он утверждал, что народный суд не примет этот факт положительно. Судя по всему, народ, дружина и двор ещё не были готовы принять христианство.

Крестились только его сыновья – Ярополк и Олег. Ярополк в 973 г. отправил посланника к Отто I, а в 977 г. – к Папе римскому. В том же году к Ярополку прибыло посольство Папы. В Киеве была создана Латинская епархия во главе с архиепископом Бонифаций, просуществовавшая до 979 г.

После смерти Святослава I между его сыновьями начался период противостояния, из которых вышел победителем Владимир.

Легенда о выборе веры князем Владимиром (согласно повести временных лет)

Принятие христианства не было однозначным и сиюминутным решением Владимира. «Повесть временных лет» – наиболее старая из сохранившихся летописей. Она рассказывает о так называемом «испытании вер». Тогда послы из многих государств от различных религий и конфессий пытались склонить князя Владимира Святославовича к принятию их религии.

Так, например, велись переговоры с послами из Волжской Булгарии, предлагавшими Владимиру принять ислам. Однако, узнав, что согласно исламским обрядам, существует запрет пить вино, Владимир произнёс свою знаменитую фразу:

«Руси есть веселие пити».

Булгарам пришлось вернуться ни с чем.

Посланные Римским папой послы из Рима так же пытались склонить князя принять их веру. Но узнав о попустительском отношении к соблюдению правил Великого поста, Владимир не пошёл на уговоры римских послов.

Состоялась встреча и с хазарскими иудеями. Но зная, что Хазарию в прошлом разгромил его отец Святослав, князь Владимир спросил у послов, где их земля. Тогда хазары признались, что своей земли у них больше нет, а они, по воле Господа, рассеяны теперь по всем государствам. Тогда иудаизм не был принят.

Особое впечатление на Владимира Святославовича своей мудростью произвёл посол из Византии. Он сумел грамотно рассказать о христианской вере и библейской истории.

Тогда, обсудив с боярами создавшееся положение, князь, всё же не принявший ещё окончательного решения. Он отправил своих послов побывать на богослужениях у разных народов.

Вернувшиеся послы рассказали об особо впечатлившем их богослужении у греков. Именно тогда князь Владимир решил принять крещение по греческому обряду.

Принятие православного христианства князем Владимиром: причины и мотивы

Решение было принято Владимиром Святославовичем. В его понимании язычество уже не было государственной религией. Язычество не могло на тот момент развития державы объединять нацию как прежде.

Князь Владимир, пришедший к власти благодаря помощи команды викингов и языческой элиты в 980 г., реформировал языческую религию. Он утвердил славянский пантеон божеств: Перун, Даждьбог, Хорс, Стрибог, Симаргл, Мокошь (божества полян, древлян, северян, дреговичей, кривичей и словен).

Однако через некоторое время князь обнаружил, что без введения новой государственной веры (вместо поддержания почитания племенных божеств) он не сможет объединить страну. К тому же Киевская Русь тогда существовала практически в окружении христианских стран.

Митрополит Киевский Иларион (XI в.) объясняет мотивы князя Владимира так:

«И его мысли были в его сердце, чтобы понять тщету идолопоклоннической лести и искать единого Бога, Который сотворил всё видимое и невидимое. Он всегда слышал больше о благосклонности греческой земли, христианской и сильной вере, о том, как поклоняются и почитают единого Бога в Троице, как в них действуют силы, чудеса и знамения, как наполняются церкви человеческие, как весы и град верующих стоят перед ним».

Крещение князя Владимира

Существуют разногласия относительно места и даты крещения Владимира. Некоторые исследователи утверждают, что крещение произошло в Киеве 6 января 988 года, в праздник Богоявления.

В Повести временных лет рассказывается история Херсонеса:

«Крестился в храме Василия Блаженного, а этот храм находится в Корсуне. (…) Те, кто не знает правды, говорят, что крестился в Киеве…».

Историки говорят, что если крещение произошло в Херсонесе, то не в 988 г., а годом позже. Дело в том, что только 13 апреля 989 г. императору и Владимиру удалось победить Фоку в битве при Абидосе.

После взятия Херсонеса, занятого Фокой, крещения и венчания, Владимир увезёт в Киев свою жену Анну, епископа Херсонесского Афанасия, священников, мощи святых Климента и Фив, а также иконы и литургические сосуды.

По словам летописцев, Владимир действительно претерпел серьёзную духовную и личностную трансформацию. Если до крещения он вёл жестокий, воинственный и развратный образ жизни (у него были десяток жён и около 800 наложниц, он ввёл кровавые жестокие жертвоприношения), то после крещения в Херсонесе в Крыме и женитьбы с Анной, сестрой византийского императора Василия II, он полностью изменился.

Крещение Киева князем Владимиром (реформы князя Владимира при возвращении в Киев)

После возвращения в Киев, князь Владимир разрушил языческие святыни и собственноручно бросил в Днепр статую Перуна. После прихода духовенства из Византии он способствовал массовому крещению людей в Днепре.

Варяжский завоеватель и объединитель государства теперь стал мирным и милосердным правителем. Он запрещал законодательно идолопоклонство. В Киеве князь Владимир построил знаменитый десятинный храм Успения Пресвятой Богородицы и Преображенскую Церковь. Также он основал первую школу на Руси.

Иерархически Киевская Русь была подчинена патриархату в Константинополе и получила митрополию в Киеве. Этой митрополии подчинялись архиепископства в Чернигове и Переяславе, и епископства в Белгороде, Новогрудке и Полоцке.

Во время правления князя Владимира Киевская митрополия подчинялась Константинопольскому Патриархату. Также она поддерживала контакты с Римом. Об этом свидетельствует миссия из Рима в 988 г., которая привезла в Херсонию мощи святых Климента и Тита.

В 991 г. пришло послание от Папы Иоанна XV. 1000 посланников Папы Сильвестра II привезли мощи святых: Вита, Аполиния, Бенедикта и других святых для храмов, которые массово возводились на территории Киевской Руси.

Значение и последствия принятия христианства на Руси

Принятие христианства на Руси имело огромное значение. Её союзником стало самое влиятельное на тот момент государство – Византия. Началось развитие зодчества и письменности.

Христианство укрепило княжескую власть, превратив Киевскую Русь в сильнейшее европейское государство. Церковь на Руси в то время находилась под Константинополем. До 1237 г. киевскими митрополитами обычно были греки. Более половины епископов киевского периода – коренные русины (один из них даже был обращённым евреем, а другой – сирийцем).

Христианство на Руси и латинский Запад

Киев поддерживал тесные контакты не только с Византией, но и с Западной Европой. Определённые отличительные черты ранней церковной организации на Руси, такие как церковная десятина, пришли не из Византии, а из Запада.

В Киеве почитались многие западные святые, имена которых не фигурируют в византийском календаре, а в молитве Святой Троице на Руси в XI веке упоминаются английские святые Альбан и Ботольф, а также французский святой Мартин Турский.

Некоторые авторы даже настаивают на том, что до 1054 г. русинское христианство было больше латинским, чем греческим. Русь киевского периода была ближе к Западу, чем в любой другой период до царствования Петра Великого. Однако несравнимо больше обязана византийской, чем латинской культуре.

+5

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *