Один из популярных вопросов на экзамене по философии: Иммануил Кант – Критика чистого разума. Это одна из поздних работ знаменитого философа. Рассмотрим кратко её проблематику.
В 1770 г. Кант в очередной раз участвует в конкурсе с диссертацией под названием «О форме и принципах чувственного и интеллигибельного миров». Эта работа определяет познание чувственного и познание умопостигаемого.
Чувственность
Познание чувственного мира мы постигаем благодаря нашей чувственности. Чувствами обладает субъект. Таким образом какие-то аффекты, которые мы испытываем, свидетельствуют о существовании объектов. То есть мы видим вещи не самими по себе, а как явления. Вещи явлены нам как субъектам (явления или феномены, как называет их Кант).
Таким образом умопостигаемое – это то, что чувства не схватывают. Чувства таким образом не схватывают явления другого рода – ноумены. То есть представление о вещах, какие они есть сами по себе. Именно в области умопостигаемого мы выводим основные понятия метафизики (такие как необходимость, возможность, существование и т.д.).
Иммануил Кант – Критика чистого разума: пространство и время
Ещё одной важной задачей для работы, которую проделывает здесь Кант, является определение времени и пространства. Так как все вещи явлены нам посредством них, мы должны спросить, что же они собой представляют. Они представляют собой вещи, но также они представляют собой и отношения вещей. Здесь Кант спорит с существовавшей здесь в метафизике традицией, представленной, в частности, Лейбницем.
Для Канта время и пространство являются формами чувственности. И эти формы задают наше восприятие. Они являются структурным условием нашего восприятия. Только так оно может выстроиться в привычной для нас форме.
Критика чистого разума: пересмотр традиционной метафизики
Всё это составляет костяк идей, благодаря которым осуществляется пересмотр традиционной метафизики. Ну а пересмотр этот затянулся. И сочинение, посвящённое собственно ему, Кант выпускает только в 1781 г. Тогда выходит «Критика чистого разума». Иммануил Кант был тогда воспринят неоднозначно. Современникам эта работа, идеи критики чистого разума тогда была непонятной.
Поэтому вскоре Кант выпускает работу, которая призвана объяснить саму критику, «Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука». Собственно это название и говорит нам уже о заботах Канта. В 1787 г. выходит 2-ое издание «Критики» с небольшими уточнениями.
Что же говорит Иммануил Кант? Критика чистого разума посвящена гносеологической проблематике. Это, в первую очередь, теория суждений. По Канту, учёных как носителей научного типа познания, прежде всего интересуют всеобщие и необходимые суждения. Именно они обеспечивают прирост знания. Поэтому мы должны рассмотреть, какие именно суждения наиболее подобающи для осуществления проекта метафизики.
Итак, мы имеем субъект (который Кант обозначает как «А») и предикат (который он обозначает как «В»). Это составные части всякого суждения. От взаимоотношений предиката и субъекта зависит тип суждения.
Аналитическое суждение
Есть аналитический тип суждения. Оно будет таковым в случае, если понятие предиката может быть путём анализа извлечено из понятия субъекта.
Пример Канта: «Всякое тело протяжённо». В этом случае важно пояснить только что такое тело. Потому что протяжённость является свойством тела. Это то его свойство, которое невозможно отнять.
Синтетическое суждение
Далее, существует синтетический тип суждения. В таком суждении понятие предиката не может быть извлечено из понятия «А». А вернее сказать, оно может даже не включаться в понятие субъекта. То есть это не необходимое его свойство. В таком случае присоединяется нечто, что необноружимо в анализе.
Например, мы можем сказать, что у всякого тела есть такое свойство, как вес. Мы не получаем понятия веса, выводя его из понятия тела (точно так же, как это было со свойством протяжённости). То есть аналитические суждения являются априорными. Понятие трансцендентальный Кант тоже относит к этой категории. В то же время синтетическое суждение всегда апостериорно. Мы должны исходить из опыта, чтобы получить такое суждение.
Универсальность и необходимость в Критике чистого разума
Помимо априорности, именно к аналитическим суждениям мы можем также прибавить их универсальность и необходимость. Действительно, такие суждения нужны науке. Но при этом они совершенно не могут прибавить нового знания. И прироста знания не будет. В науке они служат для объяснения, но не ради обоснования.
В то же время, апостериорные и синтетические суждения способны сообщать новое об объекте. И благодаря им наука может расти и развиваться, а не быть сугубо описательной. Такие суждения практичные, но не всеобщие. И из-за того, что отсутствует такое обязательное условие как всеобщность, они не могут являться фундаментом для науки.
Априорные синтетические суждения
Следовательно, говорит Кант, чистый разум для обнаружения прочных оснований науки требует суждений 3-го типа. Подобные суждения он называет априорными синтетическими.
Такие суждения действуют в науках. Они действуют в арифметике. Примером такого суждение может являться суждение, что 5+9=14. В геометрии это аксиомы. И их можно найти даже в физике. Это будут тоже аксиомы, но только аксиомы физического порядка. Например, постоянное количество материи во вселенной.
В таких суждениях понятия не выводятся из опыта, но добавляются априорно, на основе определённой интуиции. Но интуиция – это не тот ответ, который способен устроить Канта. Поэтому он решает заняться поиском критерия доказательности для априорных синтетических суждений.
Априорные аналитические суждения обосновываются благодаря принципам тождества и непротиворечия (просто потому что понятие субъекта и предиката являются в них равнозначными).
Апостериорные синтетические суждения находят свой базис в опыте.
В отличие от них, априорные синтетические суждения не могут основываться ни на опыте, ни на подобных принципах, потому что обладают всеобщностью и не выводимы из опыта. Но при этом не имеют равенства и тождественности субъекта и предиката. Кант, как критик чистого разума, ищет опоры для интеллекта и в этом заключается ценность его философии.