Культурная жизнь Беларуси
История Беларуси

Культурная жизнь Беларуси в 80 – 90-х годах ХХ в.

В середине 80-х годов XX века культурная жизнь Беларуси вступила в новый этап своего развития, характеризовавшийся ослаблением государственного контроля и идеологического давления на сферу культуры. Демократизация общественной и политической жизни имеет большое влияние на развитие белорусской культуры.

Еще одним фактором, играющим значительную роль в культурных процессах, является провозглашение государственной независимости нашей страны, что создало благоприятные условия для усиления национальных тенденций в нашей культуре.

Белорусские общественные объединения

Важную роль в этом процессе сыграли общественные объединения, занимающиеся возрождением истории Отечества, сохранением памятников истории и культуры, возвращением национальных ценностей на Родину:

  • «Немига»;
  • «Талака»;
  • «Тутэйшыя»;
  • «Паходня»
  • «Край»;
  • «Маладзік» и др.

Было отменено монопольное положение государственных учреждений в сфере культуры. Возникло множество неофициальных творческих объединений:

  • Белорусский фонд культуры (с 1987 г.);
  • Общество белорусского языка им. Ф. Скорины;
  • Международная ассоциация белорусов и др.

Журналы

Возрождению исторической памяти народа способствовало издание журналов и фундаментальных трудов по истории Беларуси:

  • «Спадчына»;
  • «Беларускае мінулае»;
  • «Белорусский исторический журнал».

Правовая база

Создана определенная правовая база, законодательно закрепившая курс на национальное возрождение – законы:

  • «О языках» (26 января 1990 г.);
  • «О культуре» (4 сентября 1991 г.);
  • «Об образовании» (26 октября 1991 г.) и др.

Белорусская система образования в 80-90 гг. XX в.

С середины 80-х гг. началась реформа общеобразовательных и профессиональных школ, в результате которой была создана многоуровневая система образования:

  • начальные;
  • базовые;
  • средние;
  • средние профессиональные школы;
  • специальные учебные заведения;
  • техникумы;
  • университеты.

С 1993 года происходит переход на качественно новое содержание обучения в средней школе, с использованием передовых методов и технологий. Внедряется 2-х летняя профильная подготовка (10-11 классы), появляются новые типы учебных заведений – лицеи, колледжи, гимназии.

Развивается сеть белорусских национальных школ. В новых программах значительная роль отведена изучению истории Беларуси. Готовятся новые учебники по истории Беларуси, и через несколько лет этот курс станет обязательным и для обучения в университетах.

За это время в высшем образовании произошли существенные изменения:

  • появились университеты различных форм собственности;
  • расширился спектр специальностей (введено около 200 новых);
  • происходила более тесная интеграция образования с наукой.

Литература Беларуси рубежа 80-90-х гг. XX в.

Произошёл отход от социалистического реализма в литературе и возможности для свободы творчества белорусских писателей. Новые произведения писателей и поэтов, посвященные проблемам выхода из национальной и духовной деградации – наследия советской власти, представляют личное видение современной жизни, обращаются к страницам прошлого. Это, прежде всего, произведения легендарных представителей современной белорусской литературы:

  • В. Адамчика;
  • В. Быкова;
  • Р. Бородулина;
  • Я. Брыля;
  • Н. Гилевича;
  • И. Чигринова;
  • И. Шамякина.

Тема прошлого преобладает в творчестве ряда белорусских писателей. Среди них:

  • В. Орлов;
  • Т. Бондарь;
  • Л. Дайнеко;
  • В. Ковтун;
  • О. Лойко;
  • К. Тарасов;
  • В. Чаропка.

Не осталась без внимания следующие темы:

  • героизма во время войны (В. Адамчик, В. Карамазов, И. Чигринов);
  • впервые за годы независимости обострилась тема репрессий и культа личности – как они влияют на судьбы людей (Г. Далидович, И. Науменко, А. Кудравец, Л. Гениюш);
  • не теряет интереса тема села, своеобразной белорусской национальной среды, тема собственника, тесно связанная с его землей (В. Федоренко, С. Граховский, И. Пташников);
  • настоящей трагедией для белорусского народа стала чернобыльская катастрофа, проявленная в произведениях А. Адамовича, С. Алексиевича, В. Гигевича, С. Законникова, В. Казко, Б. Саченко, И. Шемякина и др.;
  • велась большая работа по возвращению на Родину литературного наследия людей, писавших в ссылке и в сталинских лагерях – неизвестные ранее произведения С. Баранова, А. Бачыло, М. Гарецкого, А. Гаруна, П. Головача, Л. Гениюш, С. Граховского, А. Звонака, Я. Купалы, Л. Морозовой (Леси Белорусской), Б. Микулича, Ю. Неманский и др.

Художественная культура Беларуси 1980-1990-х гг. XX в.

В целом для художественной культуры Беларуси данного периода был характерен поиск новых форм выражения, расширение альтернативных методов, жанровое разнообразие. «Новый тренд» был средоточием творчества на массовый спрос, искусство преимущественно было зрелищным. Сфера культуры и искусства коммерциализировалась.

Это хорошо видно на примере изобразительного искусства. В тот период было открыто несколько негосударственных галерей:

  • Галерея искусства;
  • Верхний Город;
  • Вита Нова;
  • Арт-Беларусь.

Широкое развитие пейзажного жанра свидетельствовало о переориентации художников на новый массовый рынок (работы Ф. Янушкевича, Я. Бараковского). Популярными также были исторические сюжеты (А. Марочкин, Ю. Пискун). Стала популярной станковая скульптура, ориентированная на зарубежный спрос (В. Слободчиков, Г. Горовая).

Белорусская диаспора

Беларусь была открыта для широких контактов с представителями белорусской диаспоры. В 1993, 1997, 2001 гг. в Минске прошли съезды белорусов мира, на которые собрались известные белорусские учёные и деятели искусства, талант которых был известен далеко за пределами Родины. За пределами Беларуси проживало 3 миллиона белорусов.

Культурная жизнь Беларуси при обретении независимости

В целом с обретением государственной независимости белорусская культура переживала национальный подъём. Но для того, чтобы эта тенденция продолжалась, государству необходимо было пересмотреть свою политику в сторону увеличения финансирования с учетом национального фактора при пополнении фондов учреждений культуры. Сохранение национальной идентичности было возможно только при расширении использования белорусского языка в образовательных и культурных учреждениях. Только развитая национальная культура могла стать настоящим стержнем суверенитета Республики Беларусь.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *