Метафизика Платона является основным звеном его философии и фоном всех остальных его теоретических построений. Кроме того, она проходит «красной нитью» через всю философию и после Платона, так как метафизика – это то пространство, которое открыл он сам. Но метафизика была названа «метафизикой» несколько позже.
Навигации Платона
Открытие Платона заключается в том, что до него в философии не существовало сверхчувственного пространства. В натуралистической философии мы видим поиск начальных причин. Но все они физические и механические.
Здесь же философ задаётся вопросом, не являются ли эти причины всего лишь «сопричинами» чего-то высшего:
- того, чего нельзя увидеть в опыте;
- чего нельзя познать чувственно;
- но можно познать умом?
Так Платон (подобно морякам) называет:
- методы поиска истины натурфилософии – первой навигацией;
- свою науку – второй навигацией.
Вообще, образность очень характерна для этого философа.
Вторая навигация Платона
Вторая навигация состоит в отстранении от чувств к рациональному познанию причин: последних конечных причин всего сущего. В данном контексте Платон приводит несколько примеров.
Пример 1. Мы можем сказать, что какая-то вещь является красивой. Почему она красивая? Если искать причину этой красоты механистически, то вещь красивая благодаря жёлтому цвету, потому что она сделана из фарфора и т.п. Но так никогда не достичь полного объяснения.
А если предположить, что существует некая единая объективная идея красоты (отвечающая за форму, чистоту, пропорции этой вещи), то тогда мы можем обосновать эту красоту.
Пример 2. Человека посадили в тюрьму. Почему его посадили в тюрьму? Почему он сейчас находится в тюрьме? Если искать физические и механические причины, то объяснение такое… Человек находится в тюрьме, потому что он состоит из костей и мышц, стоит на двух ногах. Поэтому человек смог зайти в тюрьму и оказаться там.
Но правда в том, что человек находится в тюрьме из-за своих политических убеждений (или т.п.).
Таким образом, Платон предлагает уже поиск рациональных причин, которые находятся во внечувственном мире. Философ выделяет два плана бытия:
- мир феноменов, явлений, которые доступны нашим чувствам;
- мир надфеноменальный (метафизический, то что сверх физических явлений).
В метафизическом мире находятся идеи, по образу которых уже формируются феномены, доступные нашим чувствам.
Эйдосы Платона
Что же такое эти идеи? Платон называет эти сущности «эйдосами». «Эйдос» в переводе с древнегреческого означает не столько идею, сколько «форму» или «вид».
Эйдос – это:
- то, о чём думает мысль и то, благодаря чему она думает (т.е. идея накрепко связана с мыслью и с мышлением);
- сущность вещей, доступная физически (сущность ещё и в той степени, что делает каждую вещь, тем, чем она должна быть);
- превосходная степень бытия, которая имеет больше бытия, чем обыкновенная вещь, созданная по её подобию.
Конечно же, идея обладает свойством абсолютности, так как существует в себе и для себя. Она неизменно и подчинена только себе.
Гиперурания Платона
В диалоге «Федр» Платон упоминает местность под называнием «гиперурания». Это ещё один поэтический образ. Он помогает нам яснее и живее понять теорию идей Платона.
Гиперурания – это:
- реальность, которая лишена цвета и фигуры, неосязаема (это и есть подлинный объект истинной науки);
- наднебесная местность, которая выше всех небес и богов;
- не совсем место, потому что гиперурания не обладает пространственностью, идеи не расположены в пространстве (этот мир сугубо умопостегаем).
Но для построения такого царства идей философу необходимо в первую очередь преодолеть коллизии, которые были непреодолимыми в предшествующей философии фюзиса. Это коллизии:
- изменения и неподвижности;
- единства и множества;
- возможности существования небытия.
Эти коллизии были представлены Гераклитом и Парменидом и затем раскрыты Платоном в диалоге «Парменид».
Идея блага Платона
Платон таким образом выстраивает иерархию идей, во главе которой зиждется идея «единого блага». Это высшее благо, которое (подобно бытию Парменида):
- едино;
- неподвижно;
- божественно.
Характеристик Платон даёт для «блага» мало, потому что это не то, о чём возможно говорить.
Можно также сказать, что единое – это принцип бытия, так как всё, что существует, ограничено и определённо. Это принцип истинности, так как всё, что определённо, доступно познанию и истинно. Это принцип ценности, потому что это порядок, а в порядке есть ценность.
Диада
После блага, как бы чуть ниже, расположена диада. Диада – это уже множественность, это первое разделение. Диада всегда неограниченная. Она даёт начало всякому множеству.
Из взаимодействия единого (оформленного и законченного блага) и вот этой потенциальной бесконечности во множестве диады рождается тотальность всех идей. Из этой тотальности идей потом рождаются вещи. Здесь наблюдаются принципы ограничения безграничного, который присутствовал в философии Анаксагора.
Диада была в принципе уже разработана пифагорейцами и в философии Парменида («единое благо»). Но в такой иерархической трактовке Платон очень красиво избегает всех опорий, которые связаны с этими понятиями.
Далее в этой иерархии расположены этические и эстетические идеи.
Высоко Платон ценит также идеальные числа, так как все идеи как-либо совмещены с числами. Но если есть такой божественный замкнутый в себе и абсолютный идеальный мир, то каким образом возник чувственный космос?
Метафизика Платона: бог-демиург
За возникновение чувственного Космоса в философии Платона отвечает Бог-демиург, творец мира. Но Бог-демиург скорее не сотворил этот Космос с нуля, а упорядочил бесформенную материю, которую Платон называет «Хора» (по образу этого идеального мира).
Этот Бог живой, понимающий, любящий и бесконечный добрый. Поэтому он позаботился о том, чтобы мир был максимально хорошим и приближённым к миру идеальному. Он старается, чтобы творение его рук было бы прекраснейшим по натуре его и благим настолько, насколько это возможно.
Бог-демиург не смог сделать этот мир вечным, потому что он уступает идеальному, но максимально его рационализировал.
Также в мире есть время. А мир идей атемпорален. Время Платон называет «движущимся подобием вечности». По его учению, время началось вместе с миром.
Таким образом эта пассивная, обездвиженная, хаотичная материя была упорядочена демиургом. Но демиург – это далеко не христианский Бог. Демиург – это скорее просто сочувствующее существо, которое способно наблюдать мир идей. Само по себе оно принадлежит всё же чувственному миру.
Метафизика Платона и её роль в становлении христианской теологии
В мире же идей божественно всё. И на основе его мы можем видеть политеизм Платона. Вся теория идей Платона дала мощнейший толчок для оснований теологии, которая будет разрабатываться. В принципе, Платона очень высоко ценили христианские мыслители. Но всё же этот философ был политеистом и при этом большим поклонником мифов.