Несмотря на высокий рост промышленного производства, с первой половины 70-х гг. сосуществовали и усилились негативные явления. Наблюдалось отставание в ускорении научно-технического прогресса и внедрения научно-технических достижений в производство. Использование собственных средств позволило колхозам и совхозам осуществить обширную программу строительства производственных памятников. Экономика Беларуси была частью общехозяйственного комплекса развития СССР. Социально-экономическое развитие БССР с 1970-х до середины 80-х годов характеризовалось созданием крупного территориально-отраслевого промышленного комплекса.
Экономика БССР в начале 70-х гг.
Экономический потенциал Беларуси в начале 70-х гг. выглядел привлекательным. На деньги, полученные от продажи на Запад нефти, газа, минеральных удобрений, правительство провело техническую реконструкцию большого количества предприятий. Оно ввело в эксплуатацию новые предприятия:
- машиностроения;
- металлообработки;
- радиотехники;
- электроники;
- химической промышленности.
В результате к середине 80-х гг. в республике был создан крупный территориально-производственный комплекс. В него вошли почти 1500 предприятий.
Период восьмой пятилетки 1966-1970 гг., наступивший после попытки реформирования экономики в 1965 г., завершился успешно. По основным показателям он не имеет себе равных за все предыдущие годы. Не случайно его иногда называют «золотой пятилеткой». Начался обратный отсчёт до так называемой брежневской эпохи, эпохи нарастающего консерватизма в политической и социально-экономической жизни советского общества, которая постепенно переросла в так называемый застой.
Проблемы в экономике: неудачные попытки ускорения социально-экономического развития БССР
Весь послевоенный период, в том числе в 70-х – первой половине 80-х гг., в республике шло интенсивное капитальное строительство, увеличивались производственные мощности. Однако необходимо учитывать тот факт, что социально-экономическое развитие БССР в первой половине 80-х гг. х гг. стало очевидно с негативными явлениями.
В первую очередь, это замедление экономического роста. Не удалось полностью обеспечить вывод народного хозяйства БССР, как и СССР в целом, на качественно новый научно-технический и организационно-экономический уровень. Решительного сдвига в интенсификации производства республика не добилась. Значительного улучшения качества продукции не произошло.
Во второй половине 1970-х годов население Беларуси вновь столкнулось с обострением хронической болезни советской экономики – дефицита. Производство продуктов в условиях жёстко централизованной плановой экономики хронически отставало. Среди дефицитных товаров оказались новая зубная паста и туалетная бумага. На 1971-1985 гг. денежная масса увеличилась более чем в 3 раза, а товарная – всего в 2 раза.
В таких условиях способность населения удовлетворять свои потребности на законных основаниях была снижена. Как следствие:
- коррупция и взяточничество процветали;
- очереди росли;
- централизованное распределение предметов первой необходимости было введено через так называемые «таблицы заказов», списки получателей и т.п.
В начале 70-х гг. в БССР, как и во всём СССР, стали явно проявляться негативные явления по сравнению с мировой экономикой:
- повысилась энергоёмкость производства;
- снизился рост производительности труда;
- стала более очевидной неэффективность экономической модели.
Проблемы экологии в Беларуси в 70-80-х гг. XX в.
Экологическая ситуация значительно усложнилась в результате быстрого промышленного развития и недооценки природоохранных мероприятий, недостатков в здравоохранении и т. д. Погоня за увеличением производства сельскохозяйственных культур и животноводства иногда приводила к непоправимым нарушения экологических систем. Это приводило к негативным последствиям для населения, которые ощущаются и сегодня. В этот период народ БССР выполнил крупные проекты по специализации, рекультивации и химизации.
В 70-е гг. белорусская ССР догоняла развитые страны Запада и США по производству мяса на душу населения. Но большую часть кормов составляли макаронные изделия из других республик, куда тогда отправляли мясные продукты. Каждый комплекс давал колоссальную экологическую нагрузку.
Республика играла роль цехов откорма и переработки. Большая часть качественной продукции шла на экспорт. Население белорусских городов стояло в очереди за мясными продуктами, а отходы оставались в Беларуси. Хотя по сравнению с регионами России положение выглядело не таким уж и плохим.
Социально-экономическое развитие БССР и политическая система БССР в 1970-х – 1980-х гг.
В 60-е гг. были предприняты попытки реформирования, в общественно-политической жизни произошёл поворот к консерватизму:
- произошла тихая реабилитация сталинизма;
- фактически остановились комиссии по реабилитации жертв сталинских репрессий;
- в прессе всё чаще появлялся положительный образ Сталина.
Вместо того, чтобы искать пути модернизации экономической, социально-политической и государственной сфер, правящая КПСС зарекомендовала себя как ядро административно-командной системы.
Всё это вызвало серьезную озабоченность в обществе. Со второй половины 1970-х годов концепция построения коммунизма продолжилась в концепции развитого социалистического общества. С середины 1950-х годов неоднократно предпринимались попытки повысить роль Советов, передать полное управление государством и обществом в руки партийных комитетов.
В целом, вся общественно-политическая жизнь была строго регламентирована и централизована. Правящей силой в белорусском обществе была Коммунистическая партия Беларуси. Её количество увеличилось с 48,2 тысячи коммунистов в 1946 г. до 688 тысяч в 1985 г. Важную роль в политической структуре и жизни общества играли общественные организации, прежде всего профсоюзы. Всплеск общественной активности был связан с обсуждением и принятием Конституции СССР в 1977 г. и Конституция БССР в 1978 г. Их ценность заключалась в ориентации на защиту социальных гарантий народа.
Было бы ошибкой возлагать ответственность за негативные явления в экономической и социальной жизни только на смежные органы и ведомства. Многое зависело от руководства республики, особенно от первого секретаря ЦК Коммунистической партии Беларуси.
В 70-80-х гг. эту должность занимали П. Машеров, Т. Киселев, М. Слюньков, Ю. Соколов. История ещё не дала окончательной оценки их деятельности. Но каждый из них оставил определённый след в истории республики. Наибольшим авторитетом у населения пользовался П. Машеров, возглавлявший Коммунистическую партию Беларуси в 1965-1980 годах.
Концепция развитого социализма в БССР
По мере провала строительства коммунизма, провозглашённого в 1961 году, через 20 лет этот провал стал ещё более очевидным. В 70-е гг. началось продвижение концепции так называемого «развитого социализма». В ней центральное место занял тезис о повышении ведущей роли партии во всех сферах общественной жизни. Соответствующие поправки были внесены в Устав КПСС. В октябре 1977 г. положения о руководящей роли партии как стержне политической системы были включены в новую Конституцию СССР. Формально политическая партия КПСС, стала частью государственного аппарата. В её руках была сосредоточена реальная власть.
Соответственно, на национальном уровне Коммунистическая партия Беларуси регулировала жизнь белорусского общества, была местной «правящей силой». В своей деятельности белорусская коммунистическая партия руководствовалась общесоюзными позициями. Это не всегда отвечало интересам республики и белорусского народа.
Наиболее ярко это проявилось в национально-культурной сфере. В 1976 г. XXV съезд КПСС сделал теоретический вывод о том, что в Советском Союзе сформировалась новая историческая общность людей – советские люди. По сути, это была установка на стирание национальной идентичности. Всё это, в свою очередь, должно было привести к утрате национальной идентичности и самосознания белорусского и других народов. В Беларуси это сделали особенно быстро. В 80-е гг. белорусских школ в городах БССР больше не было.
Социально-экономическое развитие БССР: оценка социально-экономического развития БССР в 1970-1980 гг. XX в
Партийные комитеты были высшей инстанцией, при которой руководство района, области и республики было в конечном итоге закрыто. Советы рабочих депутатов, которые согласно Конституции составляли основу демократии, фактически были лишены реальной власти. В условиях однопартийной системы и отсутствия альтернативных выборов, будущие депутаты Советов всех уровней прошли через сито контроля партийных комитетов и окончательно ими одобрены. Отдельные попытки повысить роль Советов в управлении государством и экономикой, придать им характер органов истинной демократии не увенчались успехом.
Таким образом, партийно-государственная элита не нашла решимости для глубоких изменений в экономической, социально-политической и государственной сферах. Она пошла по пути укрепления авторитарно-бюрократического стиля правления, сохранения неэффективной экономической системы.