Немецкий философ Иммануил Кант в своих трудах разработал строгую систему построения научного и философского мышления, создав такие направления как рациональная психология и рациональная космология.
Структурные формы разума
Согласно учению Канта, структурными формами разума являются идеи. Их три:
- идея души;
- идея мировой души;
- и идея Бога.
Каждой из этих идей отвечает определённый раздел метафизики. И Кант проводит последовательную критику каждого из этих разделов: это психология, космология и теология.
- душа – ей соответствует психология;
- мировая душа – космология;
- Бог – теология.
Рациональная психология Канта: критика традиционной психологии
В метафизике, которая существовала до Канта, из души выводились все остальные внутренние феномены. Она была причиной всех других феноменов. Но применив трансцендентальную диалектику (во владениях разума она неотступна с нами) мы сразу же попадаем в ловушку (или трансцендентальную иллюзию, как говорит сам Кант). Такая ловушка является quaternia terminorum или учетверение терминов. Это логическая ошибка.
Если мы имеем силлогизм, где есть крайний термин и средний термин, то средний термин участвуют в двух предложениях силлогизма. И благодаря ему мы можем сделать вывод. В логической ошибке учетверения терминов В1 не равен В2, то есть происходит подмена.
Такая же ситуация и в традиционной психологии. В основном, при изучении психологии всегда исходили из самосознания. Самосознание является единственной апперцепцией. То есть В1 – это самосознание, данное нам от природы. Его трансформирует В2 – собственно субстанциональное онтологическое единство. В то время как самосознание (или апперцепция) не может быть субстанцией. Если она будет субстанцией, то самосознание будет подчинено одной из категорий. А именно благодаря самосознанию мы имеем категории.
Самосознание – это то, что вырабатывает категории. Они зависят от самосознания, а не самосознание от категорий. Вследствие такой ошибки в психологии люди мыслят себя мыслящими существами, но ничего не знают о ноуменах. И мы осознаём себя феноменами. Тем не менее душа, как онтологический субстрат, ускользает от нас, от нашего понимания. И восстановление этого онтологического основание – это и есть рациональная психология по Канту (её суть).
Рациональная космология
Следующим этапом является рациональная космология, которую Кант также противопоставляет космологии, существующей до него. Космология соответствует второй идее разума – идее мировой души. Мировая душа понимается здесь как онтологическая всеобщность и взаимосвязанность всех вещей в мире.
Таким образом мир понимается как ноуменальное метафизическое целое. Всё это очень иллюзорно и шатко. Но и здесь вновь на помощь приходит трансцендентальная диалектика. И снова обнаруживает ловушку или трансцендентальную иллюзию.
Мы ничего не можем сказать об этом ноуменальном метафизическом целом, не столкнувшись с противоречиями. Такие противоречия Кант называют антиномиями. Антиномии – это противоречия, которые не разрешимы. Они включают в себя тезис и антитезис, которые обладают равным весом, могут быть доказаны и фактически уничтожают друг друга.
Мы не можем прийти ни на сторону того, ни на сторону другого.
Антиномии Канта
Кант выводит четыре вида антиномии по группам категорий. В космологии существуют категории:
- количества;
- качества;
- отношения;
- модальности.
В области категории количества мы задаёмся вопросом о конечности или бесконечности мира.
Таким образом тезис здесь будет такой:
«Мир имеет границу во времени и ограничен также в пространстве».
Антитезис такой:
«Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве. Он бесконечен и во времени, и в пространстве».
В области категории качества тезис звучит так:
«Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей. И вообще существует только простое или то, что сложено из простого».
Здесь это проблема деления или неделимости.
Антитезис звучит так:
«Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей и вообще в мире нет ничего простого».
Следующая группа антиномий является динамическими антиномиями. Динамические они потому, что в них мы наблюдаем восхождение от условного к безусловному. Это восхождение из динамики. Математические антиномии названы так из-за того, что базируются на категориях качества и количества.
Далее идут категории отношения. Эти антиномии задаются и выражаются вопросами необходимости.
«Причинность по законам природы есть не единственная причинность. Для объяснения явления необходимо ещё допустить свободную причинность»
– это тезис.
И антитезис звучит так:
«Нет никакой свободы. Всё совершается в мире только по законам природы».
И последняя категория модальности – это вопрос о последних причинах мира.
Тезис таков:
«К миру принадлежит или как часть его, или как его причина безусловно необходимая сущность»
И антитезис:
«Нигде нет никакой абсолютно необходимой сущности ни в мире, ни вне мира как его причины».
Математические тезисы, соотносясь с миром феноменов, будут пониматься нами как ложные. В то время как динамические антиномии и в том в другом случае – как истинные.
На тезисах базируется в основном доказательство догматического рационализма. И также симпатию к тезисам (потому что они со знаком плюс), испытывают люди религиозные, теологи и т.д.
Антитезисы в истории философии служили обоснованием скептицизма и эмпиризма. Чаще всего они встречают поддержку в науке, которая работает с полем опыта и феноменов.