Революционное народничество (или народническая идеология) начинает оформляться во второй половине 1860-х – начале 1870-х годов. Суть народничества лежит в теории крестьянского социализма. Всех «народников» объединяли три основных идейных положения:
- социализм в России будет построен через крестьянскую общину, которая является основой зарождения социализма;
- Россия должна миновать стадию капиталистического развития, так как капитализм является регрессом в общественном развитии;
- русское государство является надклассовым явлением, не выражает интересы ни одного из них, не имеет материальных корней в обществе, поэтому может быть легко разрушено.
Интеллигенция исторически являлась наиболее революционной группой, так как формируется из различных слоёв населения.
Направления народничества зависели от того, как народники решали тактические вопросы. Они делились на революционных и либеральных. Несмотря на это, они существовали параллельно друг другу. В 70-е годы XIX века ведущая роль принадлежит революционным народникам, а в 80-е годы – либеральным народникам.
1. Революционное народничество анархистское: анархизм Бакунина М. А.
Идеолог народничества М. А. Бакунин – дворянин из старинного, но не очень богатого рода. Он вёл бесшабашную жизнь офицера, увлекался философией. И вот, он решает выйти в отставку, а потом заняться переустройством общества революционным путём.
Сначала его преследует цепь неприятных событий: он был посажен на цепь в Австрии, но Николай I потребовал его выдачи, хотя сам сажает его в Петропавловскую крепость. М. А. Бакунин пишет покаянную и остаётся в живых. Александр II отправляет его в Сибирь. Бакунин становится чиновником особых поручений. После этого переправляется в Японию, потом в Америку и наконец попадает в Европу, где и начинает разрабатывать нормы анархизма.
Революционное народничество Бакунина: главные идеи
По мнению М. А. Бакунина основная ценность человеческого общества – это свобода. Но в современном обществе человек её не имеет. На гражданах лежат оковы:
- семья;
- общественные отношения;
- основы государства.
Он провозглашал, что государство является абсолютным злом, которое порабощает человека. По его мнению, главная задача революции – уничтожить государство. Каким образом это можно сделать? М. А. Бакунин писал:
«Славяне – это революционеры по природе, так как в них заложен революционный инстинкт. В России нет революции, потому что этот инстинкт задавлен условиями жизни, а именно крепостничеством, безграмотностью. Задача революционеров – его пробудить».
В этом и заключается его революционное народничество.
Пробудить революционный инстинкт способны интеллигенция и молодёжь, путём «хождения в народ». Но учить народ не надо, необходимо учиться у него самим. Достаточно выступить перед народом, показать ужасы жизни и призвать на борьбу. Крестьянская революция уничтожит государство и другие цепи. А главная задача революционеров – не дать возможности ему возродится.
Бакунин вступает в яростную полемику с К. Марксом о государстве диктатур пролетариата, так как диктатура – это насилие, а насилие не совместимо со свободой. В результате революции, по мнению Бакунина, будет построена анархия (безвластие). Но пока Россия будет находиться в окружении враждебных государств без организации власти не обойтись.
Поэтому М. А. Бакунин предполагал, что будет создана вертикаль власти прямо противоположная государственной вертикали. Основу власти составит община, все члены которой будут иметь право принимать решение, а лица, попавшие в выбранные органы должны выполнять эти решения под контролем общины. Чтобы назначенцы общины не захватили власть, не отделились от народа, будущее государство должно представлять федерацию свободных сельских общин.
Цели Бакунина
Теория анархизма изложена М. А. Бакуниным в работах «Кнуто-германская империя» и «Анархизм и государство».
Бакунин М. А. категорически отрицал политическую борьбу, считая, что она – предательство интересов народа. Ведь целью политической борьбы являются реформы, которые улучшат жизнь простого человека. В свою очередь, улучшение жизни ведёт к ослаблению революционного инстинкта. В данной стране революция невозможна, политическая борьба и революция несовместимы. Так родился лозунг «Чем хуже народу, тем лучше революции».
Таким образом, задачи революционного движения, по Бакунину, сводились к тому, чтобы поднять народ на революцию, которая разрушит государство и другие цепи.
2. П. Л. Лавров – пропагандистское народничество (или теория пропаганды)
Теорию пропаганды разработал П. Л. Лавров на революционном поприще. Пётр Лавров, в революционное движение пришёл поздно. Находясь в ссылке в Вятке, он написал одно из самых известных своих произведений «Исторические письма». Там он вывел формулу прогресса.
Прогресс заключается в развитии отдельных личностей. Чем больше может совершенствовать себя личность, тем больше прогресса в обществе. П. Л. Лавров обосновал исторический долг молодёжи перед русским народом. Он утверждал, что все достижения российской цивилизации оплачены кровью и трудом народа. И Россия в своём развитии дошла до такого момент, когда необходимо отдать должное народу.
Его «Исторические письма» произвели огромное впечатление в русском обществе. Он становится знаковой фигурой. П. Л. Лавров смог сбежать из ссылки и отправляется за границу.
Пётр Лавров – пропаганда как способ прихода России к социализму
Лавров П. Л. считал, что есть один путь прихода к социализму в России – путь крестьянской революции, в результате которой будет построено социалистическое общество. Он ставит вопрос о готовности русского народа к такой революции и сам на него отвечает – народ не готов.
Ещё он высмеивает учение о революционном инстинкте М. А. Бакунина и утверждает, что русский народ тёмен и забит, поэтому социалистические идеи необходимо внести в его сознание. Только после того как народ воспримет идеи социализма можно поднимать его на социалистическую революцию. Идеи социализма должна вносить в народ молодёжь. Для этого им было разработано учение о партии. Партия должна состоять из двух частей:
- ядро, которое составляют профессионалы-революционеры;
- все сочувствующие революции и готовые на неё работать.
Первые это критически мылящие личности, которые должны вести за собой толпу. Они – герои. И толпа должна двигаться за ними и поклонятся им. После победы революции, как считал Лавров П. Л., перед новым государством возникнут большие трудности и проблемы. Поэтому он настаивал на создании новых органов государственно власти. Власть должна была исполнять внешнеполитические функции защиты от врагов революции. Также она должна решать внутриполитические вопросы, а именно: обеспечение продовольствием, борьба с контрреволюционными проявлениями.
Центральной идеей теории пропаганды П. Л. Лаврова было исполнение главной задачи, стоящей перед революционерами – внесение в народ революционного сознания.
3. Революционное народничество Ткачёва П. Н. – террористическая теория или заговорщическое народничество
Идеологом данной теории был Пётр Николаевич Ткачёв. Он происходил из обедневшей дворянской семьи. Рано вступил в революционную деятельность. За это был исключён из университета. После ссылки уехал за границу.
Ткачёв был последователем политических взглядов Огюста Бланки. Отсюда теория получила название русский бланкизм. В отличие от М. А. Бакунина и П. Л. Лаврова, П. Н. Ткачёв заявлял, что для пропаганды идей социализма у революционеров нет времени. Пока они её ведут, капиталистические отношения разрушат общину и тогда социализм в России будет невозможен.
Теория Ткачёва об изменениях в России
Современную ему ситуацию в России, Ткачёв П. Н. рассматривал как совершенно уникальную. Уникальность заключалась в том, что русское государство лишилась своей последней социальной опоры – дворянства, а новая (буржуазия) ещё не сформировалась. Это создаёт очень благоприятные условия для революции. Но народ к революции не готов.
Выход из положения только один – революцию должны сделать революционеры, но так как их мало, то это можно сделать только методом террористической борьбы. Революционеры уничтожат видных государственных деятелей правительства, чем парализуют его деятельность. После этого следует цареубийство, которое по мнению П.Н. Ткачёва, обязательно вызовет крестьянское восстание.
Таким образом, революционеры захватят власть в центре, а восстание крестьян уничтожит местные органы власти. Ткачёв П. Н. заявляет, что в стране должна установиться диктатура революционеров, которые физически уничтожат все контрреволюционные элементы и заставят принять народ идеи социализма.
Только после этого революционеры соберут выборный общероссийский орган, который определит форму правления в государстве. Главный вывод П. Н. Ткачёва – революционеры делают революцию путём террора.