В западной концепции справедливость – это философский, правовой и моральный принцип, основанный на уважении к закону, равенстве как основе социальной жизни и цивилизации. Смысл понятия справедливость претерпевал многие изменения в ходе истории. Но зарождение концепта справедливости связано прежде всего с древнегреческой философией.
В чём состоит понятие «справедливость» в Африке и Азии?
В африканской и азиатской культурах понятие справедливости отличается от того, что мы получили от прямых наследников греко-латинской и еврейской культуры. Относиться к справедливости в Африке означало уважать традиции предков.
Индуизм предложил справедливость, связанную с принятием естественного порядка вещей. При этом обязанности отдельных лиц определяются кастами при полном отсутствии принципа справедливости.
В Китае население не доверяло судам, в которых жители не видели справедливости. Китайская философия предлагала гармонию и мир группе (сообществе).
Все эти характеристики слова «справедливость» постепенно стирались. Они навязывали в процессе глобализации понимание западной справедливости (западного видения справедливости).
Социальная справедливость с точки зрения культуры Западной Европы
В западной культуре термин «справедливость» является полиморфным. Его значения зависят от эпох и цивилизаций. Для древней западной философии справедливость – это прежде всего моральная ценность. Благодаря ней достигается уважение, равенство и справедливое отношение по отношению к другим.
Это предполагаемое отношение, присущее человеческому сознанию, является источником чувства справедливости как универсальной ценности. Чувство справедливости делает человека существом, способным оценивать как свои собственные решения и действия, так и действия других.
В чём состоит смысл понятия справедливость? Понятие правосудия
Правосудие – это сформированный социальный институт, инструмент общественного контроля над порядком и справедливостью. Оно призвано обеспечивать справедливость и выражать правду.
К понятию справедливости можно подходить в следующих аспектах:
- справедливость в философском смысле индивидуального или коллективного идеала;
- как особая норма общества или власти;
- как институт, характерный для человеческих обществ.
Справедливость – это философское понятие, развитие которого является свидетельством эволюции мышления, философских систем и правового сознания. С самого начала философии мудрецы ставили проблему всеобщей справедливости, независимой от человеческих обществ, как самодостаточный идеал, независимый от конкретных культур.
В чём состоит смысл понятия справедливость у досократиков?
Мы находим первые подходы определения концепции справедливости у досократиков (досократовских философов). Они ещё в V в. до н. э. заявляли, что если бы не было несправедливости, мы бы ничего не знали о справедливости. Справедливость определялась антонимом, а идеал справедливости сам по себе мог быть понят только противостоянием несправедливости (как состояния социального хаоса).
Справедливость как индивидуальный или коллективный идеал была предметом многочисленных философских и метафизических теорий, а также базисом понятий свободы, равенства или общества.
С этой точки зрения, справедливость становится практической, а не философской реальностью в Древнем Риме благодаря появлению верховенства закона.
На протяжении всей древности справедливостью называлось нечто среднее из двух различных понятий:
- закон;
- мораль.
Справедливость как социальная и политическая добродетель (а не правило)
Моральное правосудие (которое именовалось в честь Дике – богиня справедливости в Греции) отличалось от юридического правосудия. Это лучше всего видно в римском праве.
Для греков справедливость была добродетелью, а не правилом. Праведность – это то, что мы должны установить в наших отношениях с другими. Понятие справедливости устанавливало законность между членами общины и города.
Для досократовских философов справедливость как добродетель является необходимостью, заложенной в самой сущности мира. Её цель – установление всеобщей гармонии. Рассматриваемая гармония (как принцип согласия и общей добродетели) участвует в восстановлении дисбаланса.
Софисты и Сократ о справедливости
Софисты впервые пытаются разрушить универсальное единство досократов, утверждая, что законы являются искусственными и существуют только для обеспечения сохранения общества и удовлетворения его интересов.
Их представление о справедливости как об инструменте власти было подкреплено Сократом в радикальной оппозиции, которая появится в истории нашего общества.
Сократ считает, что справедливость можно сравнить с медициной, которая обеспечивает здоровье организма. Эта метафора, бесконечно повторяемая греческой философией, а затем римской философией, проводит аналогию между социальным телом и биологическим телом.
В этом случае справедливость – это не что иное, как средство сохранения здоровья общества. Поэтому принцип добродетели тесно связан с другой идеалистической концепцией – образованием граждан.
Если благое управление городом является необходимым условием для достижения этого идеала образования, то справедливость – это прежде всего индивидуальное качество. Это в основном расположение души, добродетель, без которой общество не знает, как быть справедливым.
Все просто и понятно, спасибо автору за познавательную статью
Спасибо большое за отзыв, Лера! Как же хочется, чтобы слово «справедливость» стало обыденностью, а не редкостью в нашей Родине!