Маржинализм (от фр. marginal – предельный) – это течение и концепция экономической мысли последней трети XIX – начала XX в., основывающаяся на использовании предельных величин при анализе издержек производства, цен, экономических явлений и действий. Теория маржинализма опирается на позитивизм (методологической основой маржинализма является позитивизм), а в современных условиях – на неопозитивизм.
Теория маржинализма: этапы маржинализма, представители
В своём развитии маржинализм прошёл два этапа: ранний и поздний. Основателями раннего (70-80-е годы XIX в.) маржинализма были:
- австрийский экономист К. Менгер;
- английский экономист У. Джевонс;
- швейцарский учёный Л. Вальрас.
Сферой изучения экономики, По мнению В. Джевонса, есть чистая теория, цель которой – обоснование универсальных закономерностей. Поэтому он отказался от самого понятия «политическая экономия» и заменил его термином «экономикс» (экономическая теория).
Такую же позицию занимал и Л. Вальрас. Он и его последователи утверждали, что рыночная экономика способна достичь равновесия на основе спроса и предложения, а рационально мыслящие субъекты стремятся добиться экономического успеха (оптимума существования).
Представители позднего маржинализма (90-е годы XIX в.) А. Маршалл, Дж. Кларк и др. утверждали, что ценность товаров определяется не только предельной полезностью, но и издержками производства. Без такого сочетания с концепцией издержек производства даже А. Маршалл считал использование граничных величин (концепцию предельной полезности) односторонним. Это одновременно означает ослабление субъективно-психологического подхода и переход к функциональному анализу.
Преимущества маржинализма
- введение количественных методов экономического анализа;
- подробный анализ функционирования рынка;
- уяснение закономерностей ценообразования и денежного обращения, спроса;
- попытки исследовать вопросы оптимального распределения и использования ограниченных ресурсов.
Всё это дало определённое основание говорить о маржиналистской революции.
Недостатки маржинализма
- преобладание субъективной мотивации;
- субъективная оценка экономического поведения людей;
- отвлечение от изучения социально-экономической сущности капитализма, т.е. от отношений экономической собственности.
На передний план сторонники маржинализма выдвигали не отношения между людьми в разных сферах общественного воспроизводства, а отношение человека. Ошибочным был их тезис о возможности достичь равновесия экономической системы только на основе взаимодействия спроса и предложения без участия государства.
Теория маржинализма и её принципы
Концепции маржинализма также свойственны:
- внеисторический подход;
- принцип методологического индивидуализма;
- принцип атомизма (получение определённых результатов на уровне отдельной фирмы и их распространение на всю экономику);
- субъективно-психологический подход;
- меновая концепция в сочетании с проповедованием примата потребления и т.д.