Теория маржинализма

Теория маржинализма кратко

Маржинализм (от фр. marginal – предельный) – это течение и концепция экономической мысли последней трети XIX – начала XX в., основывающаяся на использовании предельных величин при анализе издержек производства, цен, экономических явлений и действий. Методологической основой маржинализма является позитивизм, а в современных условиях – неопозитивизм.

Этапы маржинализма, представители

В своём развитии маржинализм прошёл два этапа: ранний и поздний. Основателями раннего (70-80-е годы XIX в.) маржинализма были:

  • австрийский экономист К. Менгер;
  • английский экономист У. Джевонс;
  • швейцарский учёный Л. Вальрас.

Сферой изучения экономики, По мнению В. Джевонса, есть чистая теория, цель которой – обоснование универсальных закономерностей. Поэтому он отказался от самого понятия «политическая экономия» и заменил его термином «экономикс» (экономическая теория).

Такую же позицию занимал и Л. Вальрас. Он и его последователи утверждали, что рыночная экономика способна достичь равновесия на основе спроса и предложения, а рационально мыслящие субъекты стремятся добиться экономического успеха (оптимума существования).

Представители позднего маржинализма (90-е годы XIX в.) А. Маршалл, Дж. Кларк и др. утверждали, что ценность товаров определяется не только предельной полезностью, но и издержками производства. Без такого сочетания с концепцией издержек производства даже А. Маршалл считал использование граничных величин (концепцию предельной полезности) односторонним. Это одновременно означает ослабление субъективно-психологического подхода и переход к функциональному анализу.

Преимущества маржинализма

  • введение количественных методов экономического анализа;
  • подробный анализ функционирования рынка;
  • уяснение закономерностей ценообразования и денежного обращения, спроса;
  • попытки исследовать вопросы оптимального распределения и использования ограниченных ресурсов.

Всё это дало определённое основание говорить о маржиналистской революции.

Недостатки маржинализма

  • преобладание субъективной мотивации;
  • субъективная оценка экономического поведения людей;
  • отвлечение от изучения социально-экономической сущности капитализма, т.е. от отношений экономической собственности.

На передний план сторонники маржинализма выдвигали не отношения между людьми в разных сферах общественного воспроизводства, а отношение человека. Ошибочным был их тезис о возможности достичь равновесия экономической системы только на основе взаимодействия спроса и предложения без участия государства.

Принципы маржинализма

Концепции маржинализма также свойственны:

  • внеисторический подход;
  • принцип методологического индивидуализма;
  • принцип атомизма (получение определённых результатов на уровне отдельной фирмы и их распространение на всю экономику);
  • субъективно-психологический подход;
  • меновая концепция в сочетании с проповедованием примата потребления и т.д.
Предыдущая запись
Сейлз маркетинг: как искать продающих, мотивированных и «заряженных» сейлзов в свою компанию?
Следующая запись
Входящий маркетинг: как развить свой опыт в этой области
Добавить комментарий
Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *