Как мы воспринимаем видеоигры? Или ждём мы от них чего-нибудь? А как реагируем, когда наши ожидания не подтверждаются? Или если сюжет закручивается в бублик, когда мы идём против правил, и игра позволяет нам это? В «The Stanley Parable» обзор свой я хотел бы начать именно с этого. Эта игра, которая не просто позволяет сопротивляться, она настаивает на этом.
Что представляет собой игра Stanley Parable?
Игра выпущена как самостоятельный проект студии Galactic Cafe в 2013 году. Она по всем формальным признакам представляет собой классический пример компьютерной игры в жанре interactive fiction от первого лица. Много ходьбы, много слов и немного кнопок, которые нужно нажимать. Но «Стэнли» – более этого.
В игре «Притча о Стэнли» мы будем играть за офисного работника Стэнли И при этом мы не будем играть за него. Нас проведут по истории исчезновения целого офиса. И при этом нас не проведут. Наша поездка начинается с тёмного кабинета, компьютера и голоса Рассказчика.
Этот голос в Stanley Parable останется неизменным невидимым спутником на протяжении всей игры. В Stanley Parable рассказчик и попытается провести нас через офис навстречу истине. Но только попробует.
The Stanley Parable – концовки игры
Знаете сколько концовок в The Stanley Parable? В небольшой на самом деле игре 19 концовок! И чтобы большинство из них увидеть, нужно игнорировать Рассказчика, надо идти вразрез, нужно выходить за пределы. Каждое действие или бездействие игрока щедро и иронично комментируется – грех не побаловаться!
Но реальная ценность игры – не в иронии самой по себе. В этой игре играть – это словно взламывать систему. Это видеоигра о видеоиграх. Она, словно одно большое зеркало индустрии, говорит о типичных надеждах игроков, их привычках и реакциях на поставленные проблемы. Про манипуляцию эмоциями и игровым опытом. И это всё – в оболочке из юмора.
Прохождение с юмором для бывалых геймеров
Для человека без «геймерского опыта» он, скорее всего, будет казаться странным, непонятным или даже бессмысленным: ну что смешного в Стэнли, который направляется прыгать с мостика на явно слишком далёкий и твёрдый бетон? Или почему Рассказчик чувствует жизненную потребность прокомментировать нашу десятую попытку интерактива с внутриигровым компьютером?
Поэтому озвучка в The Stanley Parable – это ключевой момент игры. Для игроков хоть с небольшим опытом это понятно: они делали это в каждой игре. Просто так. Чтобы узнать, как она работает. Есть ли после прыжка какое-то особое приземление.
И в The Stanley Parable оно есть: в виде очередного поворота (буквального и нет), комментария Рассказчика (который уже устал барахтаться), выброс в главное меню игры (не означающего конец). Всё то, что обычно создатели скрывают, пытаются приукрасить, говоря серьёзные слова о свободе воли игрока, пытаясь запутать последнего, заставить поверить, что за закрытыми дверями что-то есть.
Всё это «Стэнли» выставляет на публику и беззлобно улыбается, когда мы снова и снова, с чистой любознательности, лезем на стул, со стула – на стол, со стола – в окно, за которым ничего кроме белизны. Кроме того, в The Stanley Parable пасхалки встречаются на каждом шагу. Кажется, мы сломали игру, вышли за её пределы, победили систему и код. И здесь, в абсолютной программной пустоте, нас всё равно приветствует ехидный Рассказчик: «Здравствуй, Стэнли, ты же не думал, что один такой умный?».
Достижения, которые ломают стереотипы в играх
The Stanley Parable хранит множество маленьких сюрреалистических, иногда страшных, порой трогательных историй, ни одна из которых не является подлинной или конечной. Значительное количество концовок вообще становится доступным только после завершения игры хоть один раз в открытой игровой сессии.
Мы можем попытаться открыть каждую дверь офиса – и это к чему-нибудь приведёт. Мы можем попробовать пойти против правил – и игра примет это. В отличие от других игр, в The Stanley Parable читы – это норма и даже цель! Мы можем бросить играть после первой попытки – и это тоже будет логичным завершением истории.
Природа выбора в видеоигре – одна из интереснейших вещей, когда мы говорим про игровой и нарративный дизайн. Чем мотивируется игрок, принимая те или иные решения? Или учится он на своих ошибках, или пользуется опытом с пройденных игр, даже из совсем других жанров?
The Stanley Parable предлагает специфический, юмористический и иногда таинственный, опыт, который позволяет на пару часов остановиться и задуматься: как мы играем в видеоигры? Как пройти Stanley Parable и не задуматься о сущности игр? Удивление, очарование от игры в том, что она не боится быть удивительной в своих методах.
Я советую скачать игру The Stanley Parable всем, кто хочет понять суть игростроения. Это метаигра, в которой есть локация – музей самой игры. Это игра, где одно из достижений – нажимать на одну и ту же кнопку четыре часа подряд. Игра вопреки, игра против. Мы думаем, что сделали что-то неправильно, а «Стэнли» только этого и ждёт.