loader image
Язычество в Беларуси

Язычество в Беларуси в древние времена: верования, духи и боги белорусской мифологии

Для обозначения древних верований и культов, существовавших до национальных религий (иудаизм, даосизм, синтоизм, конфуцианство и др.) и мировых религий (христианства, ислама, буддизма), в теологии и исторической литературе принят термин язычество. Слово «язычество» (в белорусском переводе “паганства”) происходит от латинского слова «paganus» и от церковнославянского слова «языки», что означает народы, иностранцы. Язычество в Беларуси имеет свои особенности.

Формы древнего язычества

Первыми формами языческих верований были:

  • фетишизм;
  • анимизм;
  • тотемизм;
  • магия и др.

Анимизм

Анимизм (происходит от латинского слова anima, означающего дух, душа) – это система представлений и верований о духах и душах как определяющих принципах мира и человеческой жизни. Анимистические образы (души, духи, демоны и т. д.) возникли как воплощение непонятных элементов, угрожавших человеку (явлений и процессов, непосредственно связанных с существованием человека). При этом духи были наделены человеческими чертами и качествами.

Балты и славяне в своей мифологии населяли землю, воду и небо богами и духами. При этом они наделяли всех богов и духов своими функциями – каждый был «ответственен» за некую среду или сферу жизни:

  • в лесу жил леший;
  • на болоте – кикимора;
  • в поле – полевик;
  • в воде – русалки;
  • дома – домовой и т. д.

Магия

Ритуалы, действия или словесные формулы-заклинания, связанные с верой в сверхъестественные способности человека воздействовать на силы природы, леса, существ и предметов, называются магией. В основе магии лежала идея, что определённое действие вызывает соответствующее желаемое явление. Магия была белой, взывающей к богам и «добрым» духам, и чёрной, взывающей к «нечистой» силе. Самой распространенной была лечебно-защитная магия (колдовство, заклинания), хозяйственная, любовная, боевая, разрушающая и др. Пережитки магических верований существуют и сегодня в виде примет, суеверий, заговоров, оберегов (“прымхаў і забабонаў” – в белорусском переводе).

Фетишизм

Культ неодушевлённых предметов – фетишей, которые, по поверьям язычников, наделены сверхъестественными свойствами, называют фетишизмом. Амулеты в виде медвежьих клыков с просверленными отверстиями для подвешивания были найдены, например, в Волковыске в культурном слое X века.

Тотемизм

Под тотемами обычно понимают совокупность верований и обрядов, связанных с идеей родства между группой людей и тотемом – определёнными видами животных, растений, реже – явлениями природы или неодушевлёнными предметами. Тотем уважали, иногда боготворили, но не причиняли вреда. Чтобы послужить тотемному животному, доставить ему радость, язычники совершали особые магические обряды, песни, заклинания, тотемные танцы, которые обычно имитировали поведение тотемов.

Язычество в Беларуси: как древние язычники представляли богов

Славяне представляли своих богов в виде людей с человеческими качествами, своими обычаями и поведением. Они могут быть добрыми и злыми, приносить пользу или вред людям.

Чтобы боги были милосердны к людям, они старались услужить им, доставить им удовольствие, воздвигали в их честь различные почести: поклонялись им, приносили жертвы, часто в виде угощений, еды. Язычники делали из дерева, камня, кости и глины большие фигуры богов, которых называли идолами («каменные бабы»).

Боги белорусской мифологии: пантеон богов восточных славян

Самая важная черта язычества – это множественность богов (политеизм). В языческий пантеон славян входили боги:

  • Перун (бог грома и молнии);
  • Сварог (бог неба и небосвода);
  • его сын Даждьбог (бог солнечного света);
  • Ярило (бог весеннего плодородия и плодородия животных);
  • Мокошь (богиня судьбы, хранительница домашнего очага);
  • Тётя (жена Перуна, богиня благополучия и семьи);
  • Зюзя (бог холода);
  • Жыжаль (бог подземного огня);
  • Знич (бог вечного огня, повелитель стихии огня);
  • Стрибог (бог ветров);
  • Переплут (бог семян и всходов, а также пьяной свадьбы);
  • Велее (бог-покровитель сказителей и поэзии);
  • Лёля или Лялёка (богиня весны, девичьей красоты и любви) и другие.

Перун – высший бог древних славян

Бог грома и молнии Перун был верховным языческим божеством восточных славян. Он был похож на древнегреческого Зевса, древнеримского Юпитера, балтийского Перкунаса. Он считался повелителем неба, грома и дождя. От него зависели урожайность, количество и качество плодов крестьянского труда. Поэтому Перуна почитали ещё и как бога земледелия. В X в. он также считался богом-покровителем князя и княжеской дружины.

Язычество в Беларуси: языческие святилища древних славян

Место, где язычники поклонялись своим богам, приносили им жертвы, называлось святилищем (или капищем). Когда-то святилища располагались на холмах, островах, на берегах рек и озёр, в болотах. Обычно капище представляло собой площадку круглой формы, в центре которой стоял идол – образное изображение бога.

По краям площадки был очерчен ров, камни или ямы. Чаще всего святыни посвящались главному богу – Перуну. По легенде, недалеко от Полоцка на берегу озера Гросс находилось святилище Перуна. Остатки святилища X века было открыто в районе села Ходосовичи Рагачёвского района. Здесь стоял деревянный идол, вокруг которого зажигали костры во время языческих ритуалов и торжеств.

Почему древние славяне сжигали умерших

С VI в. славяне в Беларуси стали сжигать умерших и хоронить их в курганах. Согласно языческим поверьям, огонь был священной очищающей силой. Огню предавали тело умершего вместе с некоторыми вещами, которые он использовал при жизни: женские украшения, керамику, инструменты. Считалось, что они пригодятся ему в загробной жизни.

Обгоревшие останки умерших людей помещали в глиняный сосуд – урну. Её оставляли там, где сооружался курган. При засыпке кургана производилось прощание с усопшим в форме военной игры или соревнования.

Летопись показывает, что в XIV в. Великий князь Литовский Гедимин после смерти был сожжён вместе со своими слугами и пленными крестоносцами.

Язычество в Беларуси: культ дедов

Умершего в любом возрасте традиционно считали «дедушкой», предком. У древнего населения Беларуси издавна существовал семейный культ поклонения предкам, связанный с погребальными обычаями. Поминальные праздники отмечались несколько раз в году – «Деды», “Дзяды” (осенью) и «Радуница» “Радовніца” (весной). К ним тщательно готовились – убирали и мыли дом, готовили праздничную пищу. Остатком культа предков была вера в домового – невидимого защитника семьи.

Народный календарь восточных славян

Праздники и обряды давно приурочены к определённым календарным датам. В этих праздниках прослеживаются пласты разных эпох – от самых архаичных до современных. Календарный обряд восточных славян носил аграрно-магический характер, поскольку его основная функция заключалась в обеспечении благополучия крестьянской семьи, которое зависело в первую очередь от урожая.

Зависимость жизни и труда крестьянина от природных стихий вынуждала его совершать различные обряды, приуроченные к определённым событиям, временами строго регламентированными.

В соответствии с четырьмя временами года, было четыре основных праздника, вокруг которых были сгруппированы другие. В свою очередь, главные праздники примерно накладывались на астрономические периоды, которые были связаны с солнцестоянием или равноденствием. Весь календарь вёлся циклично:

  • зимой – Рождество;
  • весной – Пасха;
  • летом – Купала;
  • осенью – Дзяды, Покрова.

Язычество в Беларуси: народное двоеверие в белорусской культуре

Таким образом, язычество – это результат жизни и мировоззрения людей, отражение их потребностей.

Принятие христианства на белорусских землях не уничтожило полностью языческие верования и культуру. В белорусской культуре до сегодняшнего времени сохранилось такое уникальное явление как двоеверие – синтез язычества и христианства.

Христианская Церковь была вынуждена приспособить свои праздники и обряды к календарю языческих праздников. И наоборот, языческие традиции и верования были перестроены таким образом, чтобы не вступать в открытое противостояние с христианской традицией. Многое из того, что в языческие времена носило культовый характер, сохранилось сегодня в форме фольклора или в художественной форме.

Предыдущая запись
Древнейшая история Беларуси: первобытное общество на территории Беларуси
Следующая запись
Тесты по религиоведению
Добавить комментарий
Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *