Наряду с элейской школой и сектами пифагорейцев к 5 веку до н.э. образуется также школа атомистов. Самым главным достижением этой школы был атомизм Левкиппа и Демокрита.
Левкипп
Основателем школы атомистов был Левкипп. О нём нам известно очень мало.
Он жил в 5 веке до н.э. и точных дат его жизни нет.
Вероятно, он родился в Милете. Этот город был прославлен к тому времени многими философами. Он много путешествовал. Побывал в Элее, в котором очень хорошо ознакомился с учением Парменида.
Затем он обосновался в городе Абдеры – северном городе Греции, в котором и основал атомистическую школу.
Демокрит
Школу прославил Демокрит. Это самый известный философ-атомист, который жил в 460-370 гг. до н.э. Демокрит, вероятно, сам происходил из Абдер. Поэтому далеко ему не надо было ходить, чтобы обучаться в этой школе. Он успел очень много пропутешествовать, изучить мудрости разнообразных народов (не только греков).
Кроме того, существует легенда, по которой Демокрит растратил всё своё наследство (полученное от родителей) на путешествия и изучение различных мудростей. Его даже хотели судить за это в его родном городе. Но когда его обвинители прочитали одну из его работ, то всё-таки оправдали (т.к. посчитали такого гражданина невероятно умным и полезным обществу).
Вероятно, многие атомисты писали философские работы. Но больше всего нам известны работы Демокрита. Хотя ему приписывается такое большое количество учёных трудов, что исследователи часто сомневаются, был ли это единственный автор, или многие атомисты подписывались его именем.
Атомизм Левкиппа и Демокрита: философские принципы
В философиии атомистов есть влияние элеатов. Атомисты исходят из главных пунктов философии элеатов о том, что:
- бытие есть, а небытия нет;
- не существует ни рождения, ни смерти;
- есть только соединение и распад.
Такими принципами руководствовался уже ряд философов, современных атомистам.
Разногласия в этом пункте состоят в том, соединение и распад чего именно происходит на самом деле. В данном случае школа Левкиппа вводит такую субстанцию как атом.
Атомизм Левкиппа и Демокрита: учение об атоме
«Атом» в переводе с древнегреческого переводится как «то, что не делится». Значит первая его характеристика – неделимость. Как и бытие Парменида, атом неделим, он не возникает и не уничтожается. Он неизменен и качественно не определён. Этот пункт его качественной неопределённости приближает атомистов к Пармениду и элеатам, противопоставляет их учение Эмпедоклу и Анаксагору (которые уже выделяли какие-то определённые субстанции).
Хотя атом качественно не определён, он имеет некую форму. Атомы оформлены. Причём оформлены они по-разному. Эта форма также чувственно непознаваема, т.к. атом как начало, как фюзис познаваема умом («умоззрением»).
Ещё одно разногласие с другими философами-современниками состоит в том, что хотя истинная реальность познаётся умом, познание чувств не девальвируется в этой философии.
Космология Демокрита
Обратимся к космологии, чтобы доказать это суждение. Существует пустота, в которой действуют атомы. Они движутся и движение – это главный принцип, согласно которому сообразуются все вещи. Вся космология заключена в движении атомов в пустоте. Это есть истинное познание. Если мы будем познавать истину разумом, то вот какая картина нам предстанет.
Познание же чувственное видит результаты столкновения атомов. Из-за этого столкновения в их движении появляются явления природные, которые уже видят наши чувства.
Чувства уже не видят что-то ложное (какую-то иллюзию, которая только отвлекает от истины). Они видят ту же истину, просто на более низкой ступени. Главный принцип действия атомов – это движение.
Можно выделить 3 типа движения:
- хаотическое;
- вихреобразное;
- испарение.
Хаотическое движение Демокрит связывает с проникновением солнечного света в комнату (когда мы можем видеть, как рассеиваются солнечные лучи). Согласно хаотическому движению, атомы просто распыляются и движутся в различных направлениях.
В вихреобразном движении уже похожие атомы соединяются друг с другом, как-либо сталкиваются, образуется порядок («Космос»). Именно в вихреобразном движении благодаря притяжению различных похожих по форме атомов рождается мир.
О третьем типе движения – испарении – сказано немного. В частности, движение испарения отвечает за невидимые глазами вещи (такие, как запахи и т.п.).
Интересен атомизм ещё тем, что ум как перводвигатель не выносится на первый план. Скорее ум – это результат соединения некоторых атомов. Демокрит выделяет особый вид атомов, называя их «божественными». Демокрит даёт «божественным» атомам следующие характеристики:
- гладкие;
- сферические;
- легко воспламеняющиеся.
Из «божественных» атомов, по его учению, состоит ум и душа. Они тоже обладают материальностью. Познание же происходит путём влияния атомов на наши чувства. Но также они испускают определённые флюиды и воздействуют на атомы, из которых состоит человек. Подобную картину мы видим и в учении Эмпедокла.
Этика Демокрита
Кроме того, у Демокрита существовала своеобразная разработанная этика, которая не слишком тяготела к его физическому учению об атомизме. Согласно этике Демокрита, душа – это «лежбище судьбы».
Именно душа испускает позитивные или негативные корни во всю судьбу человека. Поэтому наша жизнь независимо от каких-либо внешних происшествий и явлений мира, зависит от того, насколько мы сами развиваем нашу душу.
В целом, Демокрит был весёлым и приятным человеком, хотя он часто насмехался над своими соседями и горожанами Абдер. Поэтому в живописи даже существует иконографическая традиция смеющегося Демокрита.