Битва на Марне – ключевое событие войны. Немцам, несомненно, нужна была победа в Париже, если они намеревались позже уничтожить вражеские войска. С их точки зрения, это была решающая битва. По этой причине поражение на Марне было своего рода началом конца для имперских войск, хотя его пришлось ждать более четырёх лет. Никогда ещё немцы не были так близки к победе на Западе, как тогда.
Трудно переоценить значение битвы 5-12 сентября, в которой в общей сложности приняли участие более двух миллионов солдат. Почти 190 000 человек погибли.
Битва на Марне и такси
Однако стоит внимательнее присмотреться к популярному мифу о том, что битва могла бы пройти иначе, если бы не сотни такси, доставившие солдат 7-й пехотной дивизии из Парижа на линию фронта в ночь на 7 сентября.
Отряд, которым командовал генерал Эдгар де Трентиниан, во время августовского отступления «потерял 60% своего боевого статуса». Вечером 7 сентября её измученные выжившие достигли французской столицы после нескольких дней пути на поезде. На отдых не было времени. Построение должно было быть немедленно введено в бой.
Губернатор Парижа генерал Жозеф Галлиени придумал, как восполнить нехватку транспортных средств. В своих мемуарах, он писал, что 6 сентября:
«Полиция и республиканская охрана, расположенные на главных улицах столицы, останавливали извозчиков, приказывали путешественникам немедленно выезжать, взяли машины и направили их в военное училище или другие указанные военные здания».
Там группы из 100 машин собирались по приказу офицера или младшего офицера военной провинции и направлялись в Ганьи и Нуази-ле-Сек, где они загружали различные пехотные подразделения дивизии, выгружаясь из вагонов.
Блестящий план, но жалкое исполнение
Всего в тот день было конфисковано 1200 такси и «250 других транспортных средств, в основном грузовики». В конечном итоге для перевозки солдат использовалось более 500 легковых автомобилей.
Профессор Хольгер Хервиг в своей книге «Марна, 1914. Начало Первой мировой войны и битва, изменившая мир» точно отмечает, что, хотя сама идея использования такси была блестящей, её реализация выглядела «жалко».
На примерно 50-километровом ночном маршруте из Парижа в Нантёй-ле-Мо многие неподготовленные водители в колонне столкнулись друг с другом или заблудились. Проколотые шины тоже оказались настоящим проклятием. Что ещё хуже, когда пассажиров выгрузили на месте и машины двинулись, чтобы забрать ещё солдат, выяснилось, что узкие дороги были перекрыты опоздавшими.
Успех пропаганды
Несмотря на эти трудности, утром 8 сентября вся дивизия оказалась на своих местах. В результате на рассвете она была «готова продолжить операцию». Конечно, потом французы будут использовать всё это в пропагандистских целях.
Ходили слухи, что всю дивизию возили на такси, тогда как это были только 103-й и 104-й пехотные полки. Остальные солдаты ехали поездами и грузовиками. Также по железной дороге на поле боя была доставлена тяжелая техника, имевшаяся в распоряжении соединения.
Также утверждалось, что 7-я пехотная дивизия сыграла ключевую роль в победе над Марной. Её роль была больше ограничена восполнением потерь на передовой, чем нанесением решающего удара.
В результате с военной точки зрения использование такси имело второстепенное значение для окончательного триумфа французов. Но действие, подхваченное военной пропагандой, вскоре стало легендарным.
Напоследок стоит отметить, что таксисты получили оплату за свои услуги. В общей сложности им было выплачено 70 102 франка. Для сравнения: в то время парижский плотник зарабатывал около 10 франков в день. Неквалифицированный рабочий мог рассчитывать на половину этой ставки.