loader image
История как наука

Что такое история как наука? История человечества – основа будущего

История как наука – это область гуманитарного познания, занимающаяся исследованием человека (его деятельности, миропонимания, общественных связей, работы, функционирования социальных организаций и т.д.) в прошлом. Историческая информация в основном черпается из письменных источников.

История – это древняя наука, предметом которой считается исследование минувших событий, установление их причинно-следственной связи.

История как наука: кто такие историки?

Специалисты, работающие в данной области науки и научного исследования, называются историками. Они исследуют рассказы современников той или иной эпохи для определения очерёдности событий, установления объективности указанных данных и заключения выводов о первопричинах произошедшего.

История изучения человечества

Колыбелью зарождения истории как науки является Древняя Греция. Её основателем называют древнегреческого историка и философа Геродота (V столетие до н.э.). Ревностные поклонники истории, древние греки, считали историю «наставницей жизни». До эпохи нового времени изучение истории происходило в рамках философии и богословия. Появление истории как науки связано с научными открытиями эпохи Нового Времени.

Изучение истории – зачем это нужно?

Ответ на этот вопрос несложен и понятен всем. Исследуя прошлое, мы создаём своё будущее (руководствуясь большой мудростью поколений, существовавших много веков до нас). Изучая историю и прошлое, люди учатся на ошибках своих прадедов.

Человечество видит последствия определённых поступков и ищет иные способы решать свои проблемы, достигать новых высот. Изучая весь исторический путь важных открытий и изобретений, люди корректируют своё поведение. Они желают, чтобы таких открытий становилось только больше, а изобретения – всё весомее.

История необходима для понимания будущего, для принятия осознанных решений и установки чётких целей. Польза истории в том, что она нужна для построения наилучшего пути к достижению решений и реформ, основываясь на ошибках и победах прошлого. Не зря говорится в народной мудрости:

«Кто не знает своего прошлого, не имеет будущего».

История учит быть ответственным, ценить время и анализировать сложные ситуации, продумывать последствия и ходы наперёд и не опускать рук при неудачах. Желая начать новое дело, человек всегда ищет совета и информации у предшественников. У тех, кто уже прошёл через похожий опыт. Это всегда помогает. Это непременный залог успеха. Опыт предшественников и называется историей.

История помогает сохранять самообладание и холодный разум в стрессовых ситуациях, узнавать о более выгодных маневрах вместо того, чтобы проходить всё самому и ощутить всю боль от «грабель» на своей «шкуре». Учась на ошибках прошлого, люди становятся сильнее и мудрее.

Что такое история человечества? Что изучает история как наука?

История может охватывать обширные темы, иметь глобальный масштаб. А может концентрировать внимание на маленьких, очень узких темах, фокусируясь в границах чего-то одного.

История как наука опирается на вспомогательные исторические дисциплины (археологию, геральдику, нумизматику и др.). Именно при опоре на эти конкретные узкие вспомогательные исторические дисциплины, историки могут делать объективные научные обобщения и теории.

Несмотря на свою важность, крайнюю серьёзность и весомость, история считалась таким же искусством, как и литература, театр и музыка. Ведь изучение кажущихся такими скучными пыльных страниц исторических книг начинается с интереса, любопытства и азарта. Историки всех времён и народов стремились узнать, почему и как столько народов и целых государств просто исчезли с лица земли (словно их никогда и не было), оставив лишь плохо сохранившиеся памятники, повествующие о былом счастье, обилии и процветании.

Всегда интересно понять причины, почему сколько огромнейших и печальных кровопролитных войн произошло, ради чего и к чему они привели, решили ли они причину, ради которой затевались, и стоило ли это стольких жертв и человеческих жизней. Научный интерес представляют самые гениальные ходы военных деятелей и правителей. А также интересны мотивы, по которым столько людей добровольно шли на смерть зная, что это будет бессмысленно и не принесёт никому пользы.

Как может не заинтересовать столь богатая событиями история каждой мелкой детали человеческой жизни и самого человечества в целом? В этом заключается актуальность исследования истории как науки.

Предыдущая запись
История Генуи (от V в. до н.э. до XIX в.)
Следующая запись
Этап истории – Новое время: характеристика эпохи
Добавить комментарий
Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. blank
    Екатерина

    Вы правы, Виталий. Я сама историк и мне очень хочется, чтобы люди поняли, что история — это дар для человечества. Её нельзя фальсифицировать и тем самым подрывать её значение, а необходимо знать, изучать, видеть и малое и глобальное для созидательного развития общества. Мне очень жаль, что предмету истории в общеобразовательной школе уделяется меньшее значение, чем, например, в советской школе. Может быть это моё частное мнение, но меня уже много лет мучает этот вопрос.

    1. blank Виталий Михайлов
      Виталий Михайлов

      Да, согласен. Очень обидно, что в наших школах детей не учат мыслить самостоятельно и не развивают творческое мышление. Истории, литературе, обществоведению выделяется 1-2 урока в неделю! В то время как алгебре и геометрии — 6 уроков в неделю!
      И, кроме того, очень важна подача. История не предполагает простого заучивания. Если ребёнка научить не просто пересказывать учебники (сомнительного качества), а высказывать своё мнение, предполагать, критически оценивать, с чем-то не соглашаться и т.п., то тогда и всё общество станет другим.
      Мне очень нравится высказывание французского писателя Этьена Кассе: «Нет более правдивой науки, чем история, потому что не изменить того, что уже было. Но нет и более лживых учёных, чем историки!