Бостонское чаепитие в США
История,  История Америки

Бостонское чаепитие в США: причины, основные события и последствия

Бостонское чаепитие в США – это нападение 16 декабря 1773 г. борцов за независимость североамериканских колоний Великобритании во главе с С. Адамсом на 3 корабля Британской Ост-Индской компании в порту Бостона. Это событие было названо «акцией против чая» или «уничтожением чая». В результате нападения была уничтожена большая партия чая, привезённая для продажи в Америку.

Широко распространено мнение, что бостонское чаепитие было вызвано исключительно высокими налогами в пользу британской короны. Но ситуация была более сложной. Бостонское чаепитие – это политический протест жителей Бостона (на тот момент – в колонии Массачусетского залива), против фискальной политики мегаполиса. Один из первых эпизодов американской революции.

Бостонское чаепитие кратко

Около 100 человек поднялись на борт трёх кораблей в Бостонской гавани. Это произошло вечером 16 декабря 1773 г. Никто точно не знает, кто они были и сколько их там было. Они обернули плечи одеялами и вымазали лица краской и сажей. В газетном репортаже их называли «решительными людьми (одетыми как ирокезы или индейцы)». За два-три часа они подняли над палубой 340 сундуков. Они вскрыли сундуки топорами и высыпали содержимое. Так как отлив уже закончился, можно было видеть огромные количество вещей, которые скапливались рядом с кораблями.

На самом деле это были 46 тонн чая стоимостью более 9 659 фунтов стерлингов. В то время тонна чая стоила примерно столько же, сколько двухэтажный дом. Это событие стало поворотным моментом в Американской истории. Оно привело к свержению британского Имперского правительства, к восьмилетней гражданской войне и к американской независимости.

Бостонское чаепитие: причины и предпосылки

История Бостонского чаепития принадлежит не только Соединенным Штатам Америки, но и всему миру. Она началась с китайского товара, британского финансового кризиса, империализма в Индии и американских привычек потребления. Это звучало в мире афро-карибского рабства, маскировки коренных американцев и широко распространенной тирании и угнетения. И вот уже более 200 лет Бостонское чаепитие вдохновляет политические движения всех идеологических течений далеко за пределами Америки.

Почему чай стал «камнем преткновения» в Бостоне? Чтобы это понять, мы должны взглянуть на историю того, как это растение было принято во всём мире. Камелия Синенсис росла у подножия высоких гор, отделявших Китай от Индийского субконтинента. На протяжении более тысячи лет именно китайцы популяризировали и продавали этот напиток. Китайские купцы продавали чай японским кораблям, монгольским всадникам и персидским караванам. Мало кто из европейцев пробовал чай до 1680 г. Тем не менее, к XVIII в. торговые фирмы, такие как английская Ост-Индская компания, регулярно вели переговоры с Кантонскими хонгами (торговцами) и хоппо (портовыми контролерами), чтобы вернуть чай на Запад. По мере того как торговля чаем росла, цена падала.

Критика чая

Горький вкус чая мог бы быть неприятен европейцам, если бы не торговля другим товаром – сахаром. В XVII в. выращивание сахарного тростника в Вест-Индии принесло огромную прибыль. Чтобы выращивать тростник и перерабатывать сахар, Западно-индийские плантаторы полагались на труд африканских рабов. Британцы не организовывали протест против рабства, сахара и чая вплоть до конца XVIII в. Тем временем чай и сахар шли рука об руку.

Чай проникал в американские порты, такие как Бостон и Массачусетс. Он проникал даже в самые отдалённые уголки американской границы. Часть из них была законно куплена, а остальное контрабандой вывезено, чтобы избежать британских пошлин. Вскоре он стал напитком респектабельных семей по всей Британской империи. При этом чай также массово критиковали за то, что он якобы:

  • имеет разлагающее действие на организм;
  • ведёт к тщеславию и гордыне;
  • поощряет женщин собираться и сплетничать;
  • угрожает подорвать нацию.

Тем не менее, британское правительство, полагавшееся на доходы от мировой торговли, не делало ничего, чтобы помешать любителям чая.

Закон о доходах

Действительно, в 1767 г. парламент принял закон о доходах. Этот закон взимал пошлину со всего чая, поставляемого в американские колонии.

Это были годы, когда Великобритания всё ещё стонала из-за долгов, понесённых во время Семилетней войны (1756-1763). Она начала натягивать поводья на свои имперские владения по всему земному шару. В Америке это означало ограничение экспансии на запад. Происходило более строгое соблюдение таможенных правил и введение новых налогов. В Индии это означало усиление контроля над Ост-Индской компанией.

Сотрудники Ост-Индской компании были не просто торговцами чаем и текстилем. Со времён правления Елизаветы I Компания также:

  • укреплялась;
  • приобретала союзников;
  • сражалась с соперниками в землях к востоку от мыса Доброй Надежды;
  • обладала монополией на восточную торговлю;
  • её роль приняла имперский оборот в 1750-х гг.

Через 8 лет после того, как Роберт Клайв победил Бенгальского наваба в битве при Пласси в 1757 г., Компания взяла на себя гражданскую администрацию (и сбор налогов) в Бенгалии.

Бостонское чаепитие: суть и основные события

Многие британцы возлагали большие надежды на этот новый источник дохода. Но затем, осенью 1769 г., дела индейцев приняли ужасающий оборот. Голод поразил Бенгалию, убив по меньшей мере 1,2 миллиона человек. Это было эквивалентно половине населения 13 американских колоний в то время. Перепуганная британская общественность обвинила в катастрофе Ост-Индскую компанию. «Притеснения Индии, – писал Гораций Уолпол, – под гнётом и жестокостью слуг компании достигли теперь Англии и вызвали здесь всеобщий шум».

Проблемы Ост-Индской компании множились. В 1772 г. благодаря манипуляциям с акциями, Ост-Индская компания была обвинена в серии банкротств банков. Это вызвало взрывную волну банкротств по всему миру. Компания теряла деньги на военных предприятиях в Индии. Банк Англии отказался продолжать ссужать его деньгами. В итоге он задолжал сотни тысяч фунтов в виде налогов. Более того, конкуренция со стороны контрабандистов и чрезмерный импорт привели к тому, что компания накопила на своих складах 17,5 миллиона фунтов чая. Это больше, чем английская нация выпила за год.

Закон о чае

Чтобы спасти компанию (и получить больший контроль над ней), парламент принял ряд законов в 1773 г., включая «Закон о чае». Этот закон не облагал американцев новыми налогами. Он впервые позволил компании поставлять свой чай непосредственно в Америку. Американцы опасались, что этот закон будет иметь 3 последствия:

  • предоставил монополистической компании особые привилегии в Америке, исключив американских торговцев (за исключением нескольких отобранных вручную грузополучателей);
  • поощрял дальнейшую уплату налога, который американцы осуждали в течение 6 лет;
  • доходы от налога использовались для выплаты жалованья некоторым гражданским чиновникам (включая губернатора Массачусетса), оставляя их безотчётными для народа.

Американцы были язвительны в своём ответе, и их брошюры звучали на глобальном языке.

Критика современников

Хэмпден, нью-йоркский писатель, предупреждал, что Ост-Индская компания была «потеряна для всех чувств человечества». Он замечал, что она «монополизировала абсолютные потребности жизни в Индии во время предполагаемого дефицита». Он предупреждал, что новая торговля чаем будет иметь следующие последствия:

  • поддержит тиранию компании на востоке;
  • поработит Запад;
  • «подготовит нас, достойных жертв, к осуществлению той ужасной бесчеловечности, которую они… практиковали перед лицом солнца над беспомощными азиатами».

Джон Дикинсон, Пенсильванский юрист, прославившийся как протестующий против британских налогов, также критиковал Ост-Индскую компанию. Он говорил, что «их поведение в Азии в течение нескольких прошедших лет дало достаточно доказательств того, как мало они заботятся о законах Наций, правах, свободах или жизни людей».

Лишив Бенгалию её богатств, писал Дикинсон, они теперь «обращают свой взор на Америку, как на новый театр, где они могут проявить свои таланты насилия, угнетения и жестокости. Монополия на чай – это, смею сказать, лишь малая часть того плана, который они составили, чтобы лишить нас нашей собственности. Но, слава Богу, мы не морские пои и не мараты, а британские подданные, рождённые для свободы, знающие её цену и высоко ценящие её».

«Сыны свободы» и индейская маскировка

Бостонцы отреагировали на эти предупреждения. Под давлением «Сынов свободы» (группы американских патриотов) в Нью-Йорке и Филадельфии они угрожали Бостонским грузополучателям, пока те не покинут город. Когда 28 ноября 1773 г. прибыл первый чайный корабль, Бостонцы потребовали, чтобы груз был возвращён в Лондон без разгрузки. Владелец, квакерский торговец по имени Фрэнсис Ротч, запротестовал. Он заявил, что по закону он не может этого сделать. В результате, дело зашло в тупик почти на три недели. Ровно в полночь 17 декабря британская таможенная служба получит право вмешаться, конфисковать чай и продать его на аукционе.

Поэтому накануне вечером, 16 декабря, бостонцы приготовили свои индейские маскарады. Это были грубые костюмы, предназначенные не столько для того, чтобы скрыть, сколько для того, чтобы предупредить сообщество не раскрывать личности преступников. Тем не менее выбор индейской маскировки был всё ещё был значительным.

В британских карикатурах американцев часто изображали американскими индейцами. Колонистов часто смешивали с коренным населением и высмеивали как дикарей. Что может быть лучше, чтобы притупить остроту этого эпитета, чем принять индейскую личину?

Бостонцы, возможно, были вдохновлены статьёй в Нью-Йоркской газете, в которой «могавки» писали, что они «полны решимости не быть порабощёнными какой-либо силой на земле», и обещали «нежелательный визит» любому, кто высадит чай на американские берега.

Чайные разрушители Бостона выбрали костюм, который поместил их по другую сторону Атлантического океана от короля и парламента. Они начали думать о себе как об американцах, а не как о британских подданных, как о свободных людях, сбросивших оковы империи.

Ключевые организаторы бостонского чаепития

Хотя большинство разрушителей чая родились в Массачусетсе, некоторые имели более отдалённое происхождение. Джеймс Свон, антирабовладельческий памфлетист, родился в Файфшире, Шотландии. Николас Кэмпбелл был родом с острова Мальта. Джон Питерс приехал в Америку из Лиссабона.

Среди эсминцев были богатые торговцы и профессионалы. Но большинство из них были ремесленниками, которые работали своими руками. Это позволяло им в короткое время перетаскивать сундуки с чаем на палубы. В основном молодые люди (в возрасте от 18 до 29 лет), они были боялись делать смелое заявление миру. И мир откликнулся.

Последствия бостонского чаепития

Гравюры Бостонского чаепития появились во Франции и Германии. В Эдинбурге философ Адам Смит неодобрительно покачал головой по поводу «странной нелепости» суверенитета Ост-Индской компании в Индии. В 1776 г. он объединил свои идеи в основополагающую теорию свободного рыночного капитализма.

Персидский историк в Калькутте писал в 1780-х гг., что британо-американский конфликт «возник из этого события: король Англии поддерживал эти пять или шесть лет назад борьбу с народом Америки (слово, которое означает новый мир), из-за забот Ост-Индской компании». Много лет спустя активисты из Китая, Южной Африки и Ливана объясняли свои действия, сравнивая их с чаепитием. Как символ антиколониального национализма, ненасильственного гражданского неповиновения или костюмированного политического спектакля, чаепитие было выдающимся событием.

В 1773 г. дипломат сэр Джордж Макартни поэтически отозвался о Великобритании, «этой огромной империи, над которой никогда не заходит солнце и границы которой природа еще не установила». Бостонцы испытали эти границы позже в том же году. Бостонское чаепитие часто трактуется как вступительный акт в истории происхождения Соединённых Штатов. И всё же его лучше понимать как яркий пожар на горизонте большого мира – огонь, который всё еще ярко горит.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *