В птичьем коде славянской мифологии известна группа птиц, объединённых чёрным цветом оперения: ворон (и ворона); грач и галка.
В цветовом коде восточнославянской культуры всё, что связано с этим цветом, символизирует следующее:
- землю;
- смерть;
- потусторонний мир;
- полночь (в смысле временной соотнесённости в структуре суток и одновременно в плане пространственных координат мира).

Получается неожиданная триада в системе традиционных представлений: птица, место существования которой в поднебесье, самым тесным образом связана с горизонтом земли, и с миром умерших предков.
Ворон и ворона?
Насчёт вороны нужно отметить одно филологическое обстоятельство. Случилось так, что в русском языке доминирующее название этой птицы используется в мужском роде – ворон. Хотя одновременно существует и женская форма – ворона. Причём смысловое наполнение каждой из них отличается довольно существенно.

Например, по народному наблюдению:
«Ворон каркает – к несчастью, ворона – к ненастью».
В диалектном пространстве восточных славян бытуют понятия мужского рода – ворон, крюк. Так, в сказках про животных речь идёт о воронах, а в древних по происхождению присказках говорится:
«В том гнезде царь-ворон сидит».
Ворон и сакральный мир
Сразу надо отметить, что образ ворона в мировоззренческих представлениях наших предков очень сложный, многогранный, в определённой степени противоречивый, связанный с сакральными тайнами окружающего мира. Мы имеем дело с божеством, которое занимало в мифопоэтической иерархии одно из важнейших мест.

В одном из заговоров, направленных на лечение болезней у животного, говорится:
«Ha море, на океане, на острове на Буяне стоит старый дуб, на том дубе двенадцать веток, на тех ветках вороново гнездо, в том гнезде царь-ворон сидит – медный клювом, серебряные когти, золотое крылья … к коню прилетает, чемерицу выбирает».
Во второй присказке детализация образа не менее поэтическая (чёрный ворон):
«На том дубе сидит ворон – сам чёрный, а нос у него длинный, ноги красные, глаз ясный».
Ворон – знахарь
Эта тотемная птица наделена способностями предсказателя, знахаря, чудодейственного врача. В заговорах знахарь «переносит» прорицателя Ворона, основателя рода человеческого, с того мифологического времени в день сегодняшний, чтобы тот вылечил и исправил домашний скот или человека. А если это небесный царь-врач, то тогда понятны эпитеты его исключительности:
«клюв медный, а когти золотые».
Ворон – мудрый старец
В других присказках, и особенно в волшебных сказках, ворон предстаёт мудрым старцем, который живёт на белом свете сто или даже триста лет.

Он облетел весь мир и обладает самыми сокровенными знаниями. А самое главное – он знает, где находятся источники с живой и мёртвой водой. Он может принести на своих крыльях одну и другую.
Известно, что целебными способностями обладает не только вода святых источников, но и практически все растения. Каждая из них дана Творцом для того, чтобы помогать человеку избавиться от различных недугов.
Ворон и ворона – проводники в царство мёртвых
Вот этот мотив «целебного колодца» чётко свидетельствует о том, что Ворон-прорицатель имеет самое непосредственное отношение к «потустороннему», хтоническому миру, связанному с царством мёртвых. В связи с этим вырисовывается ещё одна черта небесной птицы: ворон уже не только прародитель, который стоял у истоков создания мира, но ещё и тот, кто легко преодолевает границу существования двух миров.

Связь Ворона со смертью, царством мёртвых широко представлена в поверьях восточнославянских и других европейских народов. До нас дошли записи арабских путешественников, оставивших чрезвычайно ценные описания славянских обрядовых практик и их атрибутов.
Так, Аль-Масуди пишет про восточнославянского идола в облике старца с посохом, который достаёт из могил бренные останки умерших. При этом под его левой ногой находится изображение Ворона, а под правой изображение Муравьёв.
Этот мотив широко отражён в волшебных сказках, сказках о животных, а также в поверьях и преданиях. Согласно восточнославянскими представлениям, ворон стремится вывести птенцов до тех пор, пока муравьи не вылезли из-под земли, иначе последние поедят птичьих детей.
В одной из сказок рассказывается, как Ворон поспорил с муравьём, кто из них сильнее. На кон поставили своих детей. Спор шёл о том, кто сможет пронести на своих плечах кусок олова величиной с самого себя. Ворон проиграл, и теперь вынужден взращивать детей в самом начале весны.
Ворон и солнечный свет
Есть ещё одна группа сказок, которая стоит на грани мифологических и христианских мировоззренческих представлений. Совершенно неожиданно они связывают ворона с солнечным светом.

Сын небогатого человека нанялся в работники к богатому купцу, а тот подсыпал ему сонного зелья и убил беднягу. Затем убил самого неухоженного коня, достал внутренности и положил работника в лошадиное брюхо, рядом положил лопату и зашил его. Прилетели чёрные вороны с железными клювами, схватили подальше и понесли на золотую гору. Очнулся сын купца, отогнал Воронов, стал копать золото и бросать его вниз. Вечерком у богатого купца накопилось девять возов богатства.
Таким образом, сказка рассказывает о двух важных линиях развёртывания мифа. С одной стороны, прослеживается самая непосредственная связь с солнцем и солнечным светом, а с другой – с падалью, которой птица питается. Это противопоставление белого и чёрного цвета решается просто. Сказка и миф указывают на то, что в начале ворон имел белую окраску крыльев. А иначе и быть не могло.
У всех народов евразийского континента именно белый цвет считался священным. И поэтому у каждого народа животное белого цвета также считалось священным: белая корова, белый слон, белый аист и т.д. Они ценились наравне с древними предками этих народов.
Белая ворона
К указанному ряду священных представителей животного и птичьего мира некогда относилась и белая ворона. Ещё и сегодня мы об необычном человеке, который выпадает из общепринятого поля традиционных представлений, так и говорим: «Белая ворона».

Некоторые мифологи утверждают, что в седой старине белый ворон был символом Иисуса Христа, однако позже состоялась перекодировка, и его место занял голубь. Почему так случилось? Те же сказки европейских народов рассказывают, что после грехопадения Адама и Евы ворон стал чёрным.
Поэтому во многих духовных стихах и более поздних сказках он становится монахом – даже иеромонахом. По этой причине возникло такое же крылатое выражение, как «белый ворон». Кроме того, чёрная ворона во многих мифологических сюжетах противостоит белой вороне.
Ворон и ворона (а также фамилии)
Тотемные животные и птицы, которые считались прародителями, оставили нам в наследство соответствующие родовые фамилии. Поэтому и сегодня среди нас известны люди, род которых напрямую связан с царь-птицей:
- Ворон;
- Воронец;
- Воронько;
- Крук;
- Круковский и др.
Как же богата наша мифология! Очень интересно, как много значений приписывается одной птице..
Согласен! Но совы ещё лучше: поэтому совушка у меня на логотипе сайта 🙂
Спасибо, очень интересная тема даже для тех, кто профессионально мифологию не изучает. Ведь до сих пор, начиная с мультфильмов, сказок и вплоть до взрослых триллеров ворон олицетворяет иногда таинственность и мудрость, иногда злодейство и коварство. Но всегда остаётся птицей, наделённой особым умом.
Очень интересно было узнать, как давно этой птице люди стали придавать такое таинственное и неординарное значение.
Спасибо. Да, наша мифология очень богата и разнообразна. Если абстрагироваться и посмотреть на привычные вещи глазами исследователя, то глубокий смысл заложен испокон в веков даже в самых простых сказках, песнях, стихах, рассказах… Мне кажется, что славянская мифология не менее (а то и более) богатая, чем греческая или скандинавская мифология!