Царь птиц ворон
Искусствоведение,  Теория культуры

Царь птиц Ворон Воронович (ворон и ворона) в культурном коде восточнославянской мифологии

В птичьем коде славянской мифологии известна группа птиц, объединённых чёрным цветом оперения:

  • ворона (ворон);
  • грач;
  • галка.

В цветовом коде восточнославянской культуры всё, что связано с этим цветом, символизирует следующее:

  • землю;
  • смерть;
  • потусторонний мир;
  • полночь (в смысле временной соотнесённости в структуре суток и одновременно в плане пространственных координат мира).
Ворон и смерть

Получается неожиданная триада в системе традиционных представлений: птица, место существования которой в поднебесье, самым тесным образом связана с горизонтом земли, и с миром умерших предков.

Ворон и ворона?

Насчёт вороны нужно отметить одно филологическое обстоятельство. Случилось так, что в русском языке доминирующее название этой птицы используется в мужском роде – ворон. Хотя одновременно существует и женская форма – ворона. Причём смысловое наполнение каждой из них отличается довольно существенно.

Ворон и ворона

Например, по народному наблюдению:

«Ворон каркает – к несчастью, ворона – к ненастью».

В диалектном пространстве восточных славян бытуют понятия мужского рода – ворон, крюк. Так, в сказках про животных речь идёт о воронах, а в древних по происхождению присказках говорится:

«В том гнезде царь-ворон сидит».

Ворон и сакральный мир

Сразу надо отметить, что образ ворона в мировоззренческих представлениях наших предков очень сложный, многогранный, в определённой степени противоречивый, связанный с сакральными тайнами окружающего мира. Мы имеем дело с божеством, которое занимало в мифопоэтической иерархии одно из важнейших мест.

Ворон и сакральный мир

В одном из заговоров, направленных на лечение болезней у животного, говорится:

«Ha море, на океане, на острове на Буяне стоит старый дуб, на том дубе двенадцать веток, на тех ветках вороново гнездо, в том гнезде царь-ворон сидит – медный клювом, серебряные когти, золотое крылья … к коню прилетает, чемерицу выбирает».

Во второй присказке детализация образа не менее поэтическая (чёрный ворон):

«На том дубе сидит ворон – сам чёрный, а нос у него длинный, ноги красные, глаз ясный».

Ворон – знахарь

Эта тотемная птица наделена способностями предсказателя, знахаря, чудодейственного врача. В заговорах знахарь «переносит» прорицателя Ворона, основателя рода человеческого, с того мифологического времени в день сегодняшний, чтобы тот вылечил и исправил домашний скот или человека. А если это небесный царь-врач, то тогда понятны эпитеты его исключительности:

«клюв медный, а когти золотые».

Ворон – мудрый старец

В других присказках, и особенно в волшебных сказках, ворон предстаёт мудрым старцем, который живёт на белом свете сто или даже триста лет.

Ворон мудрый старец

Он облетел весь мир и обладает самыми сокровенными знаниями. А самое главное – он знает, где находятся источники с живой и мёртвой водой. Он может принести на своих крыльях одну и другую.

Известно, что целебными способностями обладает не только вода святых источников, но и практически все растения. Каждая из них дана Творцом для того, чтобы помогать человеку избавиться от различных недугов.

Ворон – проводник в царство мёртвых

Вот этот мотив «целебного колодца» чётко свидетельствует о том, что Ворон-прорицатель имеет самое непосредственное отношение к «потустороннему», хтоническому миру, связанному с царством мёртвых. В связи с этим вырисовывается ещё одна черта небесной птицы: ворон уже не только прародитель, который стоял у истоков создания мира, но ещё и тот, кто легко преодолевает границу существования двух миров.

Ворон проводник в царство мёртвых

Связь Ворона со смертью, царством мёртвых широко представлена в поверьях восточнославянских и других европейских народов. До нас дошли записи арабских путешественников, оставивших чрезвычайно ценные описания славянских обрядовых практик и их атрибутов.

Так, Аль-Масуди пишет про восточнославянского идола в облике старца с посохом, который достаёт из могил бренные останки умерших. При этом под его левой ногой находится изображение Ворона, а под правой изображение Муравьёв.

Этот мотив широко отражён в волшебных сказках, сказках о животных, а также в поверьях и преданиях. Согласно восточнославянскими представлениям, ворон стремится вывести птенцов до тех пор, пока муравьи не вылезли из-под земли, иначе последние поедят птичьих детей.

В одной из сказок рассказывается, как Ворон поспорил с муравьём, кто из них сильнее. На кон поставили своих детей. Спор шёл о том, кто сможет пронести на своих плечах кусок олова величиной с самого себя. Ворон проиграл, и теперь вынужден взращивать детей в самом начале весны.

Ворон и солнечный свет

Есть ещё одна группа сказок, которая стоит на грани мифологических и христианских мировоззренческих представлений. Совершенно неожиданно они связывают ворона с солнечным светом.

Ворон и солнечный свет

Сын небогатого человека нанялся в работники к богатому купцу, а тот подсыпал ему сонного зелья и убил беднягу. Затем убил самого неухоженного коня, достал внутренности и положил работника в лошадиное брюхо, рядом положил лопату и зашил его. Прилетели чёрные вороны с железными клювами, схватили подальше и понесли на золотую гору. Очнулся сын купца, отогнал Воронов, стал копать золото и бросать его вниз. Вечерком у богатого купца накопилось девять возов богатства.

Таким образом, сказка рассказывает о двух важных линиях развёртывания мифа. С одной стороны, прослеживается самая непосредственная связь с солнцем и солнечным светом, а с другой – с падалью, которой птица питается. Это противопоставление белого и чёрного цвета решается просто. Сказка и миф указывают на то, что в начале ворон имел белую окраску крыльев. А иначе и быть не могло.

У всех народов евразийского континента именно белый цвет считался священным. И поэтому у каждого народа животное белого цвета также считалось священным: белая корова, белый слон, белый аист и т.д. Они ценились наравне с древними предками этих народов.

Белая ворона

К указанному ряду священных представителей животного и птичьего мира некогда относилась и белая ворона. Ещё и сегодня мы об необычном человеке, который выпадает из общепринятого поля традиционных представлений, так и говорим: «Белая ворона».

Белая ворона

Некоторые мифологи утверждают, что в седой старине белый ворон был символом Иисуса Христа, однако позже состоялась перекодировка, и его место занял голубь. Почему так случилось? Те же сказки европейских народов рассказывают, что после грехопадения Адама и Евы ворон стал чёрным.

Поэтому во многих духовных стихах и более поздних сказках он становится монахом – даже иеромонахом. По этой причине возникло такое же крылатое выражение, как «белый ворон». Кроме того, чёрная ворона во многих мифологических сюжетах противостоит белой вороне.

Вороны и фамилии

Тотемные животные и птицы, которые считались прародителями, оставили нам в наследство соответствующие родовые фамилии. Поэтому и сегодня среди нас известны люди, род которых напрямую связан с царь-птицей:

  • Ворон;
  • Воронец;
  • Воронько;
  • Крук;
  • Круковский и др.

4 комментария

  • Twokoal

    Как же богата наша мифология! Очень интересно, как много значений приписывается одной птице..

  • Екатерина

    Спасибо, очень интересная тема даже для тех, кто профессионально мифологию не изучает. Ведь до сих пор, начиная с мультфильмов, сказок и вплоть до взрослых триллеров ворон олицетворяет иногда таинственность и мудрость, иногда злодейство и коварство. Но всегда остаётся птицей, наделённой особым умом.
    Очень интересно было узнать, как давно этой птице люди стали придавать такое таинственное и неординарное значение.

    • Виталий Михайлов

      Спасибо. Да, наша мифология очень богата и разнообразна. Если абстрагироваться и посмотреть на привычные вещи глазами исследователя, то глубокий смысл заложен испокон в веков даже в самых простых сказках, песнях, стихах, рассказах… Мне кажется, что славянская мифология не менее (а то и более) богатая, чем греческая или скандинавская мифология!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *