Экономическая реформа 1965 г. стала мощным толчком для многих преобразований в БССР последующих годов. Бесконечная перестройка, непродуманные реорганизации и, как следствие, обострение социальной напряжённости в обществе стали основными причинами смены политического руководства СССР в 60-е гг. В октябре 1964 г. на Пленуме ЦК КПСС Н. Хрущёв был освобождён от должности. Первым секретарём ЦК КПСС был избран Л. Брежнев, а Председателем Совета Министров СССР – А. Косыгин.
К середине 60-х гг. новое руководство страны осознало, что предел изменений, которые могут быть реализованы посредством частичных улучшений, уже достигнут. Это потребовало коренного поворота в организации хозяйственной жизни посредством экономической реформы 1965 года.
Мартовский Пленум 1965 года
Мартовский Пленум 1965 г. заложил начало экономических реформ в середине 60-х гг. На нём ЦК КПСС установил постановление «О неотложных мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства в СССР». Согласно ему правительство:
- изменило систему уборки сельхозпродукции;
- ввёл твердый и неизменный план уборки на пять лет вперёд для каждого колхоза, совхоза, района, области и республики;
- закупочные цены на сельхозпродукцию установил в среднем в 1,5-2 раза выше;
- одновременно снял необоснованные ограничения на содержание животных в личных подсобных хозяйствах колхозников, рабочих и служащих.
В целях улучшения материально-технической базы правительство приняло решение на 1965-1969 годы поставить в село:
- 1 миллион 790 тысяч тракторов;
- 1 миллион 100 тысяч грузовиков;
- много другой техники.
Кроме того, государство взяло на себя все работы по:
- мелиорации;
- известкованию кислых почв;
- улучшению лугов и пастбищ.
Наконец, было обращено внимание на:
- необходимость организационно-экономического укрепления колхозов и совхозов на принципах хозяйственного расчёта;
- отмены чрезмерного регулирования их хозяйственной деятельности;
- развития внутриколлекционной демократии.
Сентябрьский Пленум 1965 года
Следующим шагом в решении масштабных экономических реформ середины 1960-х годов стал сентябрьский (1965 г.) Пленум ЦК КПСС, принявшим Постановление «О совершенствовании управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства». Для повышения эффективности промышленного производства было принято коллективное решение.
- Во-первых, улучшить порядок планирования в отрасли. Для этого вместо более ста обязательных показателей, которые ставились предприятиям сверху, теперь их осталось всего 8. Если до принятия Постановления основополагающим показателем компании был объём валовой продукции, то теперь главным показателем стал объём продаж.
- Во-вторых, расширить экономическую автономность предприятий, разрешить свободно распоряжаться некоторой частью полученной прибыли и формировать фонды для становления производства, совершенствования условий труда, а для служащих и рабочих – их быта.
- В-третьих, были упразднены совнархозы и восстановлены министерства промышленности, призванные обеспечить высокий технический уровень, внедрение достижений науки в производство.
Итоги восьмой пятилетки
Первые шаги экономической реформы вселили надежду. Восьмая пятилетка, рассчитанная на 1966-1970 годы, была выполнена по ряду важных показателей. Валовая продукция белорусской промышленности за пять лет увеличилась на 79% при плане в 70%. За эту пятилетку в Беларуси было введено в эксплуатацию 78 крупных промышленных предприятий:
- электроламповый завод в Бресте;
- моторемонтный цех в Гомеле;
- трикотажная фабрика в Бресте;
- хлопкопрядильная фабрика в Гродно;
- мясокомбинат в Борисове и др.
Особенностью развития сельского хозяйства Беларуси в восьмой пятилетке стало строительство крупных откормочных комплексов в животноводстве. Производство продукции животноводства увеличилось на 34%. Но это был обширный путь развития сельского хозяйства. Кроме того, он был очень опасным для экологии страны.
Итоги реформы 1965 года
Успех начальной фазы экономической реформы был недолгим. Уже в первое время после внедрения возникли множественные исправления, поправки и дополнения. По этой причине реформа сперва превратилась из масштабной в косметическую. А затем, к началу 70-х годов, оказалась столь искажённой, что практически перестала работать.
Л. Брежнев и большинство членов Политбюро ЦК КПСС не разделяли надежд А. Косыгина на роль материального стимулирования в развитии экономики. Реформа не сломала старый хозяйственный механизм, потому что старая административно-командная система ещё на тот момент не устарела.