loader image
Критика практического разума

«Критика практического разума» Иммануила Канта

Кант стремится исследовать человеческий разум во всех его возможностях. Для этого он пишет 2 важнейшие работы: «Критика чистого разума» и «Критика практического разума».

Кант говорит, что разум человека направлен на познание. Это познание теоретическое. Им Кант занимается в своей работе «Критика чистого разума». Такой разум действительно необходимо критиковать для того, чтобы познание оставалось в пределах данного нам опыта и не опускалось до каких-то фантазий.

Работа разума происходит в ещё одном направлении – это направление морального действия. Действие это хотя так же происходит в опыте и обусловлено эмпирическим, по Канту необходимо должно выходить за пределы эмпирического опыта. Такой разум, Кант называет практическим. Он пишет работу «Критика практического разума», в которой ставит себе цель показать сущность человеческой воли.

«Критика практического разума»

Именно здесь в пределах практического разума возможен априорный синтез: это возможность суждений, которые не основаны ни на чувственной интуиции, ни на опыте. Им является моральный императив.

Чтобы понять, как он возможен, состояться, мы должны уяснить себе природу практического разума.

Практический разум принадлежит человеку. Он самодостаточен. Это основное его свойство. Именно им обусловлена его способность направлять волю. Из этой способности Кант выводит существование моральных принципов, которые могут быть безусловно ценными для всех.

Моральные принципы классифицируются. Они делятся на максимы.

Максимы представляют собой субъективные принципы и зависят от:

  • самого индивида;
  • специфики человека;
  • и от его характера.

Максимы определяют движение воли не сами по себе, но только при условии наличия цели. Именно цель задаёт ту или иную максиму в поведении человека.

Но Кант ищет безусловности, поэтому его куда более интересует вторая разновидность принципов практического разума – императивы.

Императивы Канта

Императивы объективны. Они ценны для всех людей и действуют на всех. В свою очередь они делятся на:

  • гипотетические;
  • объективные;
  • категорический императив.

В гипотетическом императиве всё ещё присутствует цель. Но если максима совершенно субъективна, ещё и определена характером человека, то гипотетический императив может быть объективным. Объективный императив может действовать на большое количество людей, но цель здесь всё ещё присутствует.

Помимо гипотетического императива существует императив категорический. Категорический императив детерминирует волю независимо от цели. Он воздействует на волю как таковую, на волю саму по себе. Именно в нём мы обретаем безусловность, т.к. он является практическим законом для существа, который осознаёт себя разумным (по Канту).

И хотя императивность означает долженствование, моральные законы в корне отличаются от естественных. К сожалению, наша воля зависит не только от разума, но и от чувств. И здесь на этой территории всё очень зыбко. Здесь много каких-то капризов, которые постоянно как бы отводят волю от долженствования.

Категорический императив морали

Тем не менее, будучи разумными человеческими существами, мы должны стремиться к идеалу в соблюдении категорического императива. И Кант, собственно, выводит такую идеальную формулу. Звучит она так:

«Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла стать принципом всеобщего законодательства».

Такая формулировка наилучшим образом отвечает сущности категорического императива, так как в ней раскрывается не его содержание, а форма. Дело в том, что содержание у него как такового нет. Содержание всегда ссылается на человека, всегда ссылается на какую-то цель, которую он стремится достичь.

Содержание приятно человеку. Оно как-то эмоционально окрашено. В то же время формы являются чистым волением. Форма – это намерение (без примеси). И благодаря такой формулировке удерживается идея всеобщего порядка.

Можно сравнить категорический императив с евангельскими максимами. Мера нашей моральности содержится не в объектах наших желаний, на которые они направлены, а в нас самих.

Вопрос: почему мы хотим именно этого? Есть разные формулировки.

Категорический императив: формулировки

Первая формулировка категорического императива приводится Кантом как в «Критике практического разума», так и в работе под названием «Основы метафизики нравственности». Там же он даёт ещё две формулировки.

Вторая формулировка звучит так.

«Поступай так, чтобы ты относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».

Здесь раскрывается отдельный антропологический аспект категорического императива.

И третья формулировка, которую Кант приводит там же в «Основах метафизики нравственности». На первый взгляд она повторяет первую.

«Поступай согласно такой максиме, которая в то же время сама может стать всеобщим законом».

При этом она отсылает нас к золотому правилу нравственности:

«Не желай другому того, чего не пожелал бы себе».

Если ты сам постоянно лжёшь и нарушаешь законы, то нечего удивляться, что и законы такие лживые.

Основания морального закона

Каковы же основания морального закона?

Дело в том, что он является первичной данностью разума. Ему ничего не предшествует. Но сам он, сам долг, предшествует всякому волению. Человек сам властвует над своей волей.

Именно так мы можем обнаружить, что благодаря морали, благодаря долгу, человек выходит за рамки причинности, которая повелевает миром естественным. Здесь и кроется величие человека. Только следуя моральному закону, он является по-настоящему свободным.

Свобода – это независимость человеческой воли от природного закона.

Предыдущая запись
Бенедикт Спиноза Этика и нравственный идеал
Добавить комментарий
Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *