Нет единого мнения о причинах, почему наступил кризис и распад СССР. Сторонники радикальных реформ говорят об объективном характере кризиса. Их противники объясняют кризис системы и распад СССР предательством партийного руководства, западной интервенцией и т. д. Несмотря на это, следует отметить, что выбор новых путей развития явился результатом осознания руководством КПСС и СССР необходимости кардинальных изменений во всех сферах жизни общества и особенно в экономике.
Кризис социализма в СССР в 80-е гг. XX в.
В 80-е гг. стали отчётливо проявляться симптомы кризиса социализма. Использованными ранее методами устранить их было невозможно. После прихода к власти в СССР нового руководства во главе с Михаилом Горбачёвым в 1985 г., начались реформы, получившие название «перестройка». Во второй половине 80-х гг. экономическое положение БССР было несколько лучше, чем в других республиках.
С начала 90-х гг. кризисные явления, несмотря на попытки реформ, быстро росли. Начался разрыв экономических связей, производство снизилось. Инфляция доходила до 50% в месяц. Кризис наблюдался и в политической сфере. Процесс обретения республиками суверенитета происходил параллельно с процессом перехода от однопартийной системы к многопартийной. Но единая партия КПСС всё же осталась. Руководство партии было не готово к кардинальным изменениям и обновлению общества. Оно продолжало настаивать на сохранении ведущей роли КПСС.
В СССР упал авторитет и влияние союзного руководства, решения и решения которого все чаще игнорировались правительствами союзных республик. Партийно-политическое руководство ряда республик постепенно встало на путь открытого противостояния интересов своих стран и регионов так называемым общесоюзным интересам. Неуравновешенность всей политической системы и постепенная утрата монополии КПСС на власть становились всё более заметными и ощутимыми.
Причины кризиса социализма в СССР и БССР в 70-80-х гг. XX в.
На рубеже 70-80-х гг. в СССР, а, значит и в БССР комплексный кризис, получивший название «период застоя», продолжился.
Можно выделить наиболее существенные причины кризиса:
- углубление противоречий между сравнительно важным уровнем продуктивности рабочей силы и прежними производственными отношениями (которые были основаны на жёсткой, строго централизованной, административно-командной система управления);
- организованное в годы Советской власти, нераздельно доминирующее государственное производство как форма социализма полностью отчуждала работника от прямого распоряжения плодами своей работы, лишала его продуктивной активности и инициативы;
- стоимость энергоресурсов значительно возросла (уголь, газ, нефть) из-за их истощения вблизи ведущих промышленные гигантов и потребности освоения территорий Сибири, Дальнего Востока и Севера;
- необходимо было строить дополнительную инфраструктуру (новые строительные объекты, новые способы коммуникации, возведение новых городов), что означало внушительные финансовые затраты;
- запасы в промышленности и сельском хозяйстве были исчерпаны для экстенсивного становления и перехода на интенсивные методы управления;
- В борьбе против «капиталистического мира» были нужны колоссальные материальные затраты на гонку вооружений (поэтому необходимо было перераспределить средства в оборонно-промышленный комплекс).
Выход республик из состава СССР
Революционная волна на рубеже 80-90-х гг. в каждой из стран Восточной Европы были свои особенности. В одних оно было мирным, в других сопровождалось человеческими жертвами. Роль авангарда играла интеллигенция и студенческая молодежь.
9 ноября произошла кульминация так называемой «Октябрьской» революции – разрушение и полное уничтожение «Берлинской стены» как символа раскола Германии.
Осенью 1989 года в Чехословакии произошла «бархатная» или «мягкая» революция. В конце года прошли президентские выборы, на которых победил известный диссидент Вацлав Гавел. Чехословацкая федерация прекратила своё существование 1 января 1993 г. Вместо неё появились Чешская и Словацкая республики.
События в Румынии, которая была «островом тоталитаризма», приобрели кровавый характер. Народное восстание в декабре 1990 года закончилось арестом и казнью Чаушеску.
Латвия, Литва, Эстония открыто задавали вопросы о выходе из Союза. В сентябре 1991 г. их требование было официально выполнено. Обострились отношения не только на общесоюзном уровне, но и на межреспубликанском уровне (и даже внутри отдельных республик). Дело грозило (и дошло) до вооружённых межгосударственных и межнациональных столкновений. Между Азербайджаном и Арменией они переросли в широкомасштабные боевые действия.
В СССР, в это же время, особенно остро и несколько неожиданно для советского руководства обострилась национальная проблема. Произошёл кризис системы международных отношений, которая создавалась и закреплялась в СССР на протяжении десятилетий. Заключённый в 1922 г. договор об образовании СССР основывался на идее федеративного содружества советских республик. Он оставил своим участникам широкие права.
Однако ряд факторов со временем привёл к преобразованию союзной федерации в унитарное государство. Оно характеризовалось абсолютизацией власти единого политико-административного центра. Права республик, составлявших федерацию, всё больше ограничивались.
Реагирование КПСС на выход стран из состава СССР. Кризис и распад СССР
Ухудшение экономической ситуации и дестабилизация политической системы СССР в сочетании с серьёзными ошибками и просчётами КПСС в период перестройки ускорили центробежные тенденции.
Перед руководством Советского Союза встала проблема выбора форм и методов реагирования в сложившейся ситуации. Несмотря на попытки применить силу, приоритет отдавался цивилизованным правовым путям. В апреле 1990 г. был принят закон «О разграничении полномочий между СССР и субъектами федерации». Он значительно расширил права союзных республик. На повестке дня стояла подготовка союзного договора.
Однако надежды на улучшение ситуации не оправдались. Нарастало недоверие к центру и увеличивались противоречия между отдельными республиками. Особенно это чувствовала Россия, которая была ядром Союза. Её обвиняли в имперских устремлениях. Перед лицом растущих противоречий руководство России пошло на экстраординарный шаг. 12 июня 1990 г. был провозглашён государственный суверенитет Российской Федерации. Чуть позже, 16 июля, Украина заявила о своём суверенитете.
БССР в годы перестройки
С середины 1980-х гг. руководство партии во главе с М. С. Горбачёвым объявило курс на перестройку. Он был объективной потребностью, так как проблемы, накопленные в обществе, не могли быть решены косметическими преображениями. Политика была отражена в решениях Пленума ЦК КПСС в апреле 1985 г.
Программа реструктуризации в Беларуси Народного хозяйства Белорусской ССР в 1988 г. была уточнена в решениях съездов ЦК КПСС КПБ в 1986 и 1990 гг.
Основой социально-экономического становления был курс на ускорение экономики. Этот курс планировалось провести за счёт:
- научно-технического прогресса и его реализации преимущественно в машиностроительном комплексе;
- интенсификации производства, отказом от экстенсивных элементов развития;
- перераспределения финансовых потоков за счёт ухода от стоимости капитального строительства и перенаправления данных средств на развитие инженерного дела;
- активизации человеческого фактора, подъёма активности людей, укрепления дисциплины, наведения порядка в применении сырья и ресурсов, улучшающих качество продукции.
Первостепенные шаги по ускорению социально-экономического развития способствовали подъёму производства в 1985-1986 гг. Но ряд факторов замедлил этот процесс. Среди них стоит отметить понижение цен на нефть и сокращение потока «нефтедолларов» в экономику СССР.
Чернобыльская авария отрицательно сказалась на реконструкции экономики. Также негативные последствия были и у антиалкогольной компании. Начала расти инфляция, вводились купоны на продукты. Меры по выводу страны из кризиса были низкопрофессиональными и не принесли положительных результатов. Следовательно, экономическая ситуация потребовала радикальных реформ на пути рыночных изменений.
Социально-экономическое развитие БССР накануне распада СССР
БССР, как и другие республики, не достигла окончательного прогресса в интенсификации производства. Благодаря научно-техническому прогрессу обеспечивался только 50%-й рост производительности. Разрешалось чрезмерное использование топлива, электроэнергии, тепловой энергии.
Не получилось решить задачи по переводу экономики с экстенсивного пути развития на интенсивный, связать НТП с производством (хотя становление науки создавало внушительные перспективы для становления промышленности). Большая часть разработок внедрялась медленно и, таким образом, потеряли свою ценность, свою эффективность. Предприятия плохо осознавали потребность модернизации производства и технического перевооружения. Только в 1978 г. более 20000 инновационных предложений были отклонены и не были запущены в производство.
Политика реформ, осуществляемая в 50-60-е гг. в сельском хозяйстве, не соответствовала старой системе управления. Интенсивно развивалось сельское хозяйство, сдерживались темпы роста производства. Уровень оснащения и налаженности сельского хозяйства не соответствовал задачам государства. Задачи всеохватывающей механизации решались плохо. Было проведено осушение водно-болотных угодий без учёта требований защиты окружающей среды.
С 1965 по 1985 гг. валовый объём экономики БССР увеличился всего в 1,6 раза. Это не давало обеспечения удовлетворению потребностей населения в продуктах питания и промышленном сырье. Вследствие бесхозяйственности и дезорганизации около 25% выращенных продуктов были потеряны при уборке и транспортировке.
Подорожание сельхозтехники, разрыв в закупках и розничных ценах, высокие платежи сервисным компаниям привели к закрытию дорогостоящих и при этом малоприбыльных колхозов и совхозов. Низкий уровень социального развития села и ликвидационная политика так называемых «бесперспективных деревень» способствовали чрезмерной миграции сельского населения в город.
Национальный вопрос в Беларуси в 80-90-е гг. XX в.
В конце 1980-х – начале 1990-х гг. в Беларуси, как и в других республиках СССР, переход к построению общества на демократических началах обнажил национальные проблемы. Наиболее острая национальная проблема и вопрос о выходе из СССР возник в Прибалтике. Вскоре и в других республиках СССР эти вопросы нашли своих сторонников. В Беларуси идеи национального суверенитета наиболее активно поддерживал Белорусский народный фронт (БНФ), который положил начало продвижению этнических и национальных ценностей белорусского народа.
Оказалось, что после этого только Беларусь юридически придерживалась норм союзного договора.
Проблема суверенитета Беларуси неоднократно поднималась представителями различных кругов и общественных объединений. Государственный суверенитет был принят 27 июля 1990 г. В этот день Верховный Совет БССР торжественно принял Декларацию о государственном суверенитете Белорусской ССР.
Декларация о государственном суверенитете БССР
Подъем национального движения проявился в активной поддержке идеи суверенитета. 27 июля 1990 г. Верховный Совет БССР принял «Декларацию о государственном суверенитете БССР». Согласно Декларации, граждане Беларуси всех национальностей составляют белорусский народ, который является носителем суверенитета республики.
25 августа 1991 г. «Декларации о государственном суверенитете БССР» был присвоен конституционный статус. Государственный суверенитет БССР утверждался во имя высшей цели – свободного развития и процветания, достойной жизни каждого гражданина республики на основе обеспечения прав личности в соответствии с Конституцией БССР и её международными обязательствами.
Согласно Декларации, Беларусь является «суверенным государством, созданным на основе осуществления белорусским народом своего неотъемлемого права на самоопределение, государственности белорусского языка и верховенства народа в определении своей судьбы». Высшей целью суверенитета было обеспечение свободного развития и благополучия граждан республики. Носителем суверенитета страны и единственным источником государственной власти был провозглашён белорусский народ.
В соответствии с содержанием Декларации на территории республики были провозглашены верховенство Конституции и законов Белорусской ССР, полнота власти республиканских государственных органов на всей территории страны, независимость Беларуси в международных отношениях. По сути, это означало прекращение действия союзных законов в Беларуси.
Декларация суверенитета не была направлена на разрыв многосторонних связей с другими республиками. Напротив, в конце 1990 – начале 1991 гг. Беларусью были подписаны соглашения о сотрудничестве в различных областях с Россией, Украиной и Казахстаном. Пересмотр договоров между республиками свидетельствовал о косвенном юридическом признании правительствами уже суверенных стран недействительности союзного договора 1922 г.