Метафизика Аристотеля очень систематизирована, группирована по смыслам, причинам, категориям. Философ Аристотель в целом тяготеет к систематизации. Поэтому он предлагает такое точное и определённое отделение всех наук. Науки по Аристотелю делятся на:
- теоретические (поиск знания ради самого знания);
- практические (поиск знания ради морального совершенства);
- продуктивные (знания достигаются для производства определённых объектов).
Теоретическое знание – это самое ценное знание. Оно ценно само по себе.
Теоретическое знание в свою очередь делится на:
- математику;
- физику;
- метафизику.
Метафизика Аристотеля: определения метафизики
Метафизика – это то, что Платон называл «диалектикой», «мудростью» и «высшим путём». Это и есть философия. В переводе с древнегреческого метафизика – это буквально «то, что после физики».
Появился этот термин совершенно случайно. Ввёл его редактор трудов Аристотеля Андроник Родосский в 1-м веке до н.э. Понятие это закрепилось в истории.
У Аристотеля метафизика называется «первой философией» или «теологией». Он определяет её как «науку о внефизической внечувственной реальности».
Чтобы всесторонне обнаружить метафизику, Аристотель даёт ей определения.
- Во–первых, метафизика – это исследование первых причин (т.е. высших основных начал, основополагающих мир). Этим философия занималась в древности и доказательств такое определение не требует.
- Во–вторых, метафизика – это познание бытия. Это знание о субстанции.
Все эти определения взаимодополняемы и одно отсылает к другому в своей проблематике. В целом, «первая философия» или «метафизика» – свободна, самоценна и самодостаточна.
Аристотель говорил о том, что она «выше всех наук», так как суть её в самой себе и стремится она только к «знанию ради знания». Управляется она, конечно же, страстью к истине.
Четыре причины Аристотеля
Мыслитель выделяет части метафизики (согласно её определениям). В первую очередь, это учение о причинах. Причин всего 4 по Аристотелю:
- формальная;
- материальная;
- действующая (деятельная);
- целевая.
Формальная и материальная причины вместе образуют все вещи. Но вещи, образованные только материей и имеющие форму, довольно статичны.
Рассмотрим человека. Человек состоит из мяса, костей и души, которая есть его форма. Но что делать нам с формальной материальной причиной, если мы хотим задать вопрос, например, о том, откуда взялся этот человек?
Нам понадобится уже действующая причина (её иногда переводят как деятельную). Эта причина находится в родителях этого человека, которые проделали какого–то рода действия, чтобы он был рождён.
И замыкает эти причины целевая причина. Целевая причина – это то, зачем был создан человек. В ней уже заключается конечная цель существования чего–либо.
Это динамический род причин. То есть в философии Аристотеля уже учитывается мир становления. Это крайне важно в данном случае.
Концепция бытия Аристотеля
Философ говорит о такой задаче философии как познание бытия. Бытие познаётся в своей тотальности (не какая–то часть, но всё бытие во всём его абсолюте).
Таким образом Аристотель вспоминает элеатов и говорит, что они выделяли лишь один смысл бытия. Все споры элеатов (например, с Гераклитом) были основаны только на одном этом смысле.
Платон пошёл уже дальше, но всё равно он берёт понимание бытия односторонне.
Аристотель утверждает, что существует множество смыслов, которые необходимо группировать определённым образом. Он выделяет 4 группы определения бытия:
- бытие чего–либо как категории;
- бытие как акт и потенция;
- как акциденция;
- бытие как истина.
Первая группа – бытие чего–либо как категории. Это главная группа в бытии. Это «бытие в себе». Аристотель выделяет десять категорий:
- сущность (важнейшая категория);
- качество;
- количество;
- отношение;
- действие;
- страдание (или претерпевание);
- место;
- время;
- обладание;
- покой.
Второй вид бытия – это бытие как акт и потенция. Акт и потенция тоже действуют в таком динамическом мире, в мире, в котором уже возможно движение.
Аристотель задаётся вопросом:
«Как мы можем отличить в мире статики человека слепого от человека, который просто закрыл глаза на мгновение, и в следующем мгновении он их откроет и будет зрячим?».
Такие проблемы могут решаться благодаря понятию акта и потенции.
Третья группа – бытие как акциденция. Это случайное бытие (или мимолётное). Например, сегодня я бледен, но завтра я уже буду загоревшим.
Последняя группа – это бытие как истина. Бытие как истина доступно только человеческому интеллекту, так как он соотносит понятие с реальным миром. Бытием по истине занимается логика. В то время как категориями, актом и потенцией занимается метафизика.
Акциденциями ни одна наука не может заниматься. Акциденции по определению не могут быть подведены под рациональную основу.
Метафизика Аристотеля: субстанция по Аристотелю
Философа волновала также проблема субстанции. Для её решения философ задаёт два вопроса:
- Какие субстанции следует признавать существующими, чувственными или сверхчувственными (разные философы до Аристотеля выводили на первый план какой–либо из этих видов субстанции)?
- Что представляет собой субстанция?
Начинает Аристотель отвечать на них со второго вопроса. Его ответ такой. Субстанция – это:
- в первую очередь «гиле» (или материя), которая образует весь чувственно воспринимаемый мир, но обладает только потенциальностью;
- во-вторых, эйдос (слово не безразличное для Платона) – это форма, которая представляет собой сущность материальной вещи.
В отличие от платонизма форма находится внутри материи. Форма актуальна в отличие от потенциальной материи. В форме есть тот акт, который позволяет потенции, заложенной в материи, осуществиться.
Производная этих двух частей («гиле» и «эйдоса» – материи и формы) представляет собой субстанциональность.
Разумеется, Аристотеля очень волнует такая актуализация и сам акт как осуществление. Чтобы определить форму, реализацию формы в материи,
философ употребляет термин «энтелехия» (как наиболее совершенная актуализация материи). Например, он утверждает, что душа есть энтелехия тела. Бог, так как Он наиболее совершенен, является чистой энтелехией.
Аристотель о Боге
Бог по мнению Аристотеля является первопричиной бытия. Бог – это чистая актуальность. Никакой потенциальности в первопричине (перводвигателе) быть не может.
Аристотель утверждает, что субстанции времени и движения вечны. Следовательно, у вечного движения есть перводвигатель. Этот перводвигатель и есть Бог.