С середины 80-х годов 20 века в БССР начались изменения в области общего образования, профессионального и высшего образования, а также в сфере культуры. После распада СССР активизировался процесс национально-культурного возрождения Беларуси. Государством предпринимались ряд мер для регулирования этого процесса. В частности, были приняты Закон об образовании и Закон о культуре Республики Беларусь в 90-х годах XX в.
Школьная реформа и закон об образовании РБ
В октябре 1991 г. был принят Закон об образовании в Республике Беларусь. В нём провозглашалось, что Беларусь как суверенное государство имеет собственную систему образования и гарантирует каждому гражданину возможность получить образование.
Реформы в сфере образования были направлены на обеспечение преемственности и свободного доступа к любой из его степеней, разнообразия содержания и форм обучения, расширение возможностей для индивидуального развития.
Несмотря на кризис в социально-экономической сфере, образование в Беларуси сохранило свой потенциал. Была восстановлена и расширена материально-техническая база всех уровней образования, созданы новые типы учебных заведений, улучшено содержание воспитательной работы.
В 90-х годах 20 века в Республике Беларусь началась реформа средней школы, связанная с переходом на 12-летний срок обучения в средней школе. Реформа предусматривала следующую структуру общего образования:
- 1-4 классы начальной школы;
- 5-10 классы базовой школы;
- 11-12 классы средней школы, лицеев и гимназий.
С обретением Республикой Беларусь независимости шёл процесс формирования национальной системы образования. Появились образовательные учреждения нового типа:
- гимназии;
- колледжи;
- лицеи и др.
В апреле 1999 г. правительство Беларуси утвердило Программу развития национальной системы образования до 2010 г. Высшее образование динамично развивалось. Если в 1990/1991 учебном году было 33 государственных университета, то в 1999/2000 – 42. Кроме того, было 15 коммерческих университетов. В развитии высшего образования происходила компьютеризация и гуманизация обучения.
Политика белорусизации и Закон о культуре Республики Беларусь в 90-е гг. XX в.
В начале 1990-х годов развернулся процесс беларусизации. Многие дошкольные учреждения и школы были переведены на белорусский язык воспитания и обучения.
В 1993 году 80% первоклассников страны научились читать белорусский букварь. Значительно увеличилось количество уроков белорусского языка для старшеклассников. История Беларуси стала самостоятельным предметом. Расширилось изучение краеведения и исторических краеведческих дисциплин.
К началу 1993-1994 учебного года были созданы и изданы на белорусском языке для всех классов новые учебники истории, написанные с национальной точки зрения.
С 1991 г. в ВУЗах республики было введено преподавание белорусов. Однако закон 1990 года о государственности белорусского языка реализовывался медленно, с большими трудностями. После майского референдума 1995 г., который стал настоящей «виселицей для белорусского языка», сфера его использования резко сузилась.
По данным переписи 1999 г., 82% белорусов назвали белорусский своим родным языком, а 3,7 млн. человек, или 37%, говорили дома по-белорусски. Но власти не создавали благоприятных условий для функционирования белорусского языка.
Национально-культурное возрождение Беларуси
Основной особенностью развития культуры Беларуси в 90-е годы ХХ в. стало национально-культурное возрождение. В июне 1991 года Верховный Совет принял «Закон о культуре», состоящий из 11-ти глав. Он был направлен на возрождение белорусского культурного наследия и повышение роли культуры в жизни государства и общества.
Оба закона (об образовании и культуре) способствовали белорусизации жизни в республике. В первые годы независимости существовала официальная линия на создание белорусской национально-государственной идеологии. Она вызвала восторженный настрой и высокую активность творцов.
Достижения белорусской культуры, созданные вне советской идеологии, использовались, в основном, в белорусской эмиграционной среде. Полная ликвидация цензуры и свободный доступ к культурному наследию народов мира создали благоприятные условия для культурного обмена. Христианская духовность вернулась в национальную культуру. Согласно закону 1992 года о свободе вероисповедания, белорусские верующие начали возвращать церкви и разрешать строительство новых.
Историческое наследие Беларуси
Национально-культурный подъём потребовал внимания к историческому прошлому Беларуси. Появились работы по этногенезу белорусов и истории государственности.
В феврале 1993 года в Минске прошла Всебелорусская конференция историков, определившая основные направления работы историков по созданию объективной истории белорусского народа. Активизировалась публикационная активность исторических журналов:
- «Наследие» (1989);
- «Белорусский исторический журнал» (1992);
- «Белорусское прошлое» (1993);
- «Белорусское историческое обозрение» (1994);
- «Исторический альманах» (1999).
Коллектив учёных Института истории Национальной академии наук в 1994-1995 годах издал «Очерки истории Беларуси». Авторы проанализировали прошлое Беларуси с национальных, а не партийно-классовых принципов. Издание 6-томной «Энциклопедии истории Беларуси» началось в 1993 году, а 6-томной «Истории Беларуси» – в 2000-м году.
В результате радикальных изменений, произошедших в обществе, начался новый этап в развитии литературы и искусства. Возникла огромная потребность в новых этических и эстетических ценностях. Теория и практика социалистического реализма, которые могли чувствовать себя комфортно только в контексте марксистской монолитной идеологии и коллективистского мировоззрения, были почти единодушно отвергнуты. Личностно ориентированные ценности, утраченные в тот период, приобрели необычайный вес и ценность.