loader image
Научная революция

Научная революция и новый тип знания

Научная революция – это период с 1543 по 1687 год. Даты так точны, потому что они совпадают с выходом программных трудов того времени. В 1543 году вышла работа Николая Коперника «Об обращениях небесных сфер». В 1687 году Исаак Ньютон издал свой труд «Математические начала натуральной философии».

Научная революция: характеристика эпохи

Этот период характеризуется в первую очередь полным изменением образа знания о мире, который существовал до этого. И менять этот образ начинают астрономы. Полностью видоизменяется представление о мире в отличие от того, каким оно было.

Затем влияние астрономии распространяется на все другие области знания: о человеке, об обществе и в корне меняются методы науки. Вернее, появляются и образуются новые методы науки, которые согласовываются со всеми участниками научного сообщества (которое также формируется).

Об этом периоде можно говорить много, строить какие-то догадки. Тезисно охватим его основные характеристики.

Представления о Вселенной

Научная революция начинается с образа мира и с образа Вселенной. Из-за астрономических открытий учёные приходят к выводу, что Земля более не является центром Вселенной. Она – всего лишь ещё одно небесное тело (каких, в принципе, множество). Больше не действует концепция этой исключительности Земли, которую создал Бог специально для человека.

Таким образом, мы стоим перед возможностью существования других планет с другими существами (её населяющими) и перед возможностью существования других культур.

Это подтверждается географическими открытиями того времени, начиная с Колумба. Меняется не только положение Земли в Космосе, но меняется и вид Земли на самой Земле.

На карте 17 века уже обозначается ещё одно полушарие, ещё не до конца дорисованное картографами. Но это поразительно, какой большой участок планеты открылся человеку того времени.

Научная революция и метод познания

Происходит революция представления о самом знании. Знание более не является интуицией каких-то отдельных персон, склонных к ней (как было в Средние века и как всё ещё оставалось в эпоху Возрождения). Знание также не представляет собой отсылку к авторитету и комментарии к авторитетным трудам (того же Аристотеля или Платона).

Теперь знание – это исследование природы. В корне этого исследования лежит эксперимент. Идея эмпирического опыта зародилась ещё в конце Средних веков и постепенно шла к своему утверждению во главе научного знания. К 17 веку она окончательно утвердилась.

Метод

Далее это понятие метода. Благодаря формулировке понятия метода творчество отдельных учёных теперь стало согласованным. Пусть оно и базируется на той же интуиции. Тем не менее, оно теперь подчинено общественному контролю и все гипотезы теперь проверяются. Всё учёное сообщество теперь говорит на одном языке.

Благодаря обоснованию нового метода, благодаря тому, что метод теперь поставлен во главу угла, образуются новые научные институты. В целом, наука начинает свой путь к автономии от религиозного знания и от философии. Именно с этим моментом связаны крупнейшие конфликты новых учёных и Церкви.

Критика Аристотеля

Следующий пункт – это критика Аристотеля. Так как Арестотелевская космология была разбита в пух и прах (из-за гелиоцентрической системы, вращения небесных сфер и т.д.), многие учёные начинают отказываться и от его философских, физических и метафизических принципов.

Поиск субстанции, который занимал Аристотеля, по мнению представителей Нового времени приводят только к разочарованиям. И вместо субстанции они предлагают искать функции вещей, за которыми мы наблюдаем. И отвечать не на вопрос «Что», а на вопрос «Как». Однако от философии вообще, разумеется, не отказываются. Всё-таки интуиция и какая-то творческая искра лежат в основе гипотез.

Поэтому философия всё-таки остаётся в научном знании. Причём порой философия остаётся с достаточно мистическим характером:

  • неоплатонизм, с которым первые изобретатели, первооткрыватели часто согласуют свои гипотезы;
  • герметический корпус;
  • обращение к Античности, к античной математике и геометрии, которые были неотделимы от философского знания.

Научная революция: гипотезы и эксперименты

В новом типе знания объединяется теория и практика – фактически на равных правах. Теория и практика, наука и техника теперь составляют единое. Каждый исследователь стремится не просто ставить абстрактные мысленные опыты, но и рассматривать, проверять свои гипотезы на практике.

До этого времени существовало очень явное разделение между свободными и механическими искусствами. Свободные искусства были выше – это мыслительные искусства, механические, которые приравнивались к ремеслу, служили просто полезности, оставаясь низшими (т.к. истину с ними не познаешь).

Научная революция всё поменяла. Здесь ситуация резко меняется. Из-за этого многие учёные во время исследований и экспериментов (понимая, как и что работает, общаясь с людьми, которые работают с тем или иным инструментом) пытаются усовершенствовать эти инструменты. Они пытаются их усовершенствовать не столько для работы, сколько для своих исследований. Это ведёт к оформлению научного инструментария.

Изобретения

И, конечно, появляется множество изобретений. Именно в это время появляются первые микроскопы, телескопы, термометры и барометры. Зачастую новые изобретения становятся помощниками исследователей и, в некотором роде, продолжением органов чувств.

Они усиливают действие органов чувств и иногда гарантируют общую согласованность эксперимента. Они ведут к большей объективности, чем, например, зрение, которое может обманывать нас. Это особенно важно для исследования цвета, для оптики, которая также стремительно развивается.

Предыдущая запись
Немецкая классическая философия: Кант
Следующая запись
Жизнь и философия Фейербаха
Добавить комментарий
Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *