Слово «философия» – древнегреческого происхождения, состоящее из двух корней «phileo» (любовь) и «sophia» (мудрость), что в переводе дословно означает «любовь и стремление к мудрости». Это понятие возникло приблизительно в V в. до н. э. Считается, что слово «философия» впервые употребил Пифагор. И хотя у исследователей по сегодняшний день возникают споры на этот счёт, принято придерживаться этой версии. Какие предпосылки возникновения философии именно в Древней Греции?
Науки на востоке и философия в Греции
В восточных державах, греческих соседях, порой даже более могущественных и культурно развитых, уже имелись начала некоторых наук:
- арифметики;
- геометрии;
- астрономии.
Но философия является специфическим именно для Древней Греции знанием.
Почему так получилось, почему философия появилась именно в Древней Элладе? Попробуем разобраться.
Рассмотрим несколько факторов, которые, по мнению исследователей, повлияли на формирование философского образа мысли.
Греческая поэзия
Первый культурный фактор – это греческая поэзия. Греческая поэзия в основном отвечала за духовное формирование греков. Такие эпические поэты как Гомер и его бессмертные произведения «Илиада», «Одиссея» и Гесиод, автор «Теогонии» и других трудов, отвечали за формирование греческой ментальности. В их произведениях уже были заложены основные принципы греческого сознания и основные его ценности.
Перечислим некоторые самые некоторые самые основополагающие из них:
- чувство меры;
- стремление к гармонии;
- стремление к справедливости;
- поиск предельных оснований.
«Поиск предельных оснований» может звучать несколько абстрактно. Но здесь имеется ввиду, что все герои (например, произведений Гомера) никогда не действует случайно. Они мыслят, они пытаются исходить из чего-либо. Такая рациональность есть уже даже в искусстве. То есть появление философии не за горами.
Древнегреческая религия
Второй фактор влияния – это религия. Греческая культура, как и любая развитая культура, уже имела ряд религиозных культов. Самой популярной, конечно же, была публичная религия. Приверженцами её были все граждане греческих городов – от старого до малого.
Это известные нам мифы о богах Олимпа. Такие боги являли собой в основном персонификацию разнообразных человеческих аффектов, страстей или природных явлений. В целом, они мало отличались от людей. Скорее, они были просто более смелыми, более страстными, более любвеобильными, более могущественными. То есть, все эти черты в них были гипертрофированы.
Второй тип религии, который нас в данном контексте больше занимает, – это религия мистерий. До нас дошло больше всего сведений о мистериальном культе орфиков. В религии мистерий уже начинают её приверженцы задумываться о душе.
Происходит важнейшие в истории всего человечества, в истории человеческой религиозности, разделение человека на душу и тело. Душа объявляется бессмертной и имеет божественное происхождение. Чтобы вернуть душу в её божественный исток, необходимо следовать определённым правилам, то есть быть добродетельным. Вот такие основы этики тоже появляются в мистериальных обрядах.
Экономика Древней Греции
Третий фактор – это экономика Греции. На первый взгляд может казаться, что этот фактор не имел такого сильного влияния, как два предыдущих фактора. Тем не менее, экономика тоже необычайно важна.
К VI в. до н. э. (веку появления философии) Греция была крупной могущественной державой с колониями по побережьям Средиземного моря, а также на севере к побережью Чёрного моря. Конечно же, было развито мореплавание и процветала торговля. Средний грек VI в. до н. э. мог себе ни в чём не отказывать и больше времени уделять размышлениям.
Предпосылки возникновения философии: древнегреческая политика
Четвёртый фактор – это греческая политика, которая тоже носила специфический характер и имела кое-что новое по сравнению с политическими устройствами восточных государств. Здесь уже было положено начало демократии. Во многом, этому способствовало такое государственное образование как полис.
Полис – это город-государство. Греция была вся разделена на такие города-государства, в которых каждый человек был гражданином и мог свободно влиять на своё государство, имел право голоса. Таким образом, каждый гражданин:
- мог влиять и на законодательные акты, и на политику;
- чувствовал себя частью своего государства;
- был единым организмом со своим городом;
- знал практически всех других представителей своего города;
- чувствовал свою способность к изменению мира.
Это придавало ему уверенности и воспитывало в нём чувство ответственности – очень необходимое для смелых философских размышлений.