Современная индийская философия
Современная философия,  Философия

Современная индийская философия. Вивекананда, Рамакришна, Рабиндранат Тагор, Сарвепалли Радхакришнан и другие индийские философы

Современная индийская философия является закономерным последовательным итогом многовековой философско-религиозной традиции. Нельзя однозначно сказать об истоках той или иной современной традиции. Современная индийская философия так же неоднородна и разнообразна, как и тысячи лет назад.

Теософия

Теософия – это движение, созданное на Западе, но основанное на традициях индийских идеалистических направлений, таких как ведантизм. Она, как и многие другие направления индуизма, учит пантеистической концепции космоса.

На теософию оказал большое влияние неоплатонизм. Теософия говорит, что существует только один Абсолют. Вселенная является его эманацией (аналогично адвайта-веданте). Теософы также признают закон кармы и реинкарнации.

Вивекананда, Рамакришна и их философско-религиозные школы

Рамакришна был одной из главных фигур современного индуизма. Он преподавал философию Адвайты Веданты. По его словам, природа каждого существа – это бог. Каждый стремится достичь состояния полного слияния с ним. Все религии ведут к нему.

Чтобы достичь высочайшего просветления, необходимо искоренить много негативных эмоций из вашего разума. Рамакришна считал, что весь мир – это майя. Мир имеет два аспекта: хороший и плохой.

Философия Свами Вивекананды во многом основана на учении его мастера Рамакришны. Свами Вивекананда был сторонником Адвайта-Веданты и Йоги.

Он был первым, кто представил истинную индуистскую духовность западному миру. Он сделал это в 1893 году в Чикаго на Всемирном парламенте религий. Там он прочитал лекцию о веданте и экуменизме, согласно которой все религии истинны и ведут к одному и тому же Богу. Вивекананда встретил большую поддержку со стороны членов парламента, журналистов и американского общества.

Основными тезисами философии Вивекананды являются:

  • единство существования;
  • идентичность индивидуальной души, населяющей каждое существо и Бога;
  • единство религий.

Махатма Ганди

Ганди проповедовал традиционную философию Адвайта-Веданты, дополненную элементами этики Цзянь. Хотя он вырос в индуистской традиции, он уважал все религии и считал их истинными. Ганди верил в такие ценности, как ахимса (миролюбие, не злоупотребление, понимаемое как невредность мыслью, речью и делом), любовь, сострадание, бесстрашие и бескорыстие. Как политик, Ганди считал, что правительство должно основываться на этих ценностях.

Ганди также придавал большое значение поиску истины. Он рассматривал пацифистскую борьбу (сатьяграха) как метод защиты от угнетения. По словам Ганди, важно было развить непривязанность к телу и материальным вещам. Таким путём можно избавиться от материальных желаний.

Простота была также важна для Ганди. Он считал, что человек должен лишь незначительно зависеть от технологий, поэтому он очень старался популяризировать катушки в Индии, которые во многих отношениях могли бы заменить машину.

Он также считал, что болезни должны быть преодолены прежде всего путём изменения диеты и образа жизни, а также травяных лекарств, воды, почвы и т. д. (а не химических лекарств).

Рабиндранат Тагор

Рабиндранат Тагор придавал большое значение творческому самовыражению человека, особенно в таких областях, как поэзия и живопись. Он считал, что нужно жить в единстве и гармонии с другими людьми, природой и миром.

Тагор также стремился к единству мира Востока и Запада. Он верил, что все существа составляют одно тело – бога, у которого есть душа, а его природа – любовь. Тагор настаивал на необходимости избавляться от страха, любви, радости и оставаться в боге, несмотря на свои обязанности.

Читай-город

Сарвепалли Радхакришнан

Сарвепалли Радхакришнан основывал свою мысль на традиционной индуистской философии. Он также перенял множество западных влияний, особенно гегельянство.

Хотя он полагался на адвайта-веданту, Шанкара каким-то образом отошел от неё, отстаивая индивидуальное «я» и личного бога. Он был более склонен к западной философии. Он пытался сделать индийскую философию признанной Западом, чтобы к ней относились с должным уважением.

Ауробиндо Гхосе

Философия Ауробиндо Гозе была абсолютным монизмом. Согласно индийскому мыслителю, существует только одна абсолютная реальность, которая находится за пределами логики и может быть воспринята только интуицией.

Согласно Ауробиндо Гозе, как высшая, так и низшая человеческая природа происходит из этой единой реальности, а точнее – её аспекта, называемого богиней-матерью. Вселенная – это проявление Абсолюта. Ауробиндо считал, что нужно осознавать это, чтобы соединиться с Абсолютом.

Рамана Махариши

Рамана Махариши учил доктрине адвайты. Он говорил, что человек должен постоянно спрашивать себя: «кто я?» и избавляться от всех других мыслей (несмотря на выполнение обычных действий). Это важно для истинного пути к богу и реализации своего «Я».

После достаточно долгой практики этой техники человек поймет, что он бог, как и все другие существа. Рамана также подчеркнул единство Я, бога и гуру.

+3

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *