Процесс вестернизации
Социология

Процесс вестернизации современного общества. Вестернизация Востока

Вестернизация (происходит от английского слово «western», что обозначает «Запад») – это процесс внедрения западных ценностей, принципов, методов, подходов в политику, экономику, национальную культуру разных стран. Иначе говоря, процесс вестеризации – это переход отдельных людей или общества в целом от собственной традиционной системы ценностей к образу жизни, стереотипам мышления, поведения, системе ценностей Западной цивилизации (основанной на верховенстве закона, доминировании индивидуального над коллективным, частной собственности над общинной собственностью, прав человека над обязанностями).

Это понятие используют по отношению к культуре, экономике, политике, образованию и др. Оно означает ни что иное, как заимствование и распространение каких-либо западных ценностей на другой мир.

Основные принципы и сущность вестернизации

Вестернизация предполагает в первую очередь продвижение и признание основных принципов западного мира:

  • переход к демократии;
  • конституционное устройство государства;
  • разделение властей;
  • наличие парламента;
  • справедливая избирательная система;
  • рыночная организация национальной экономики;
  • соблюдение международных прав человека;
  • толерантность;
  • веротерпимость;
  • свобода СМИ и свободное получение информации;
  • свободное развитие творчества и искусства;
  • экономический либерализм.

Существует 3 основные области вестернизации:

  • традиции в юрисдикции, международном праве, принятые в западных странах;
  • западные идеалы и идеологии;
  • западные потребительские товары, мода и отношение к жизни.

С точки зрения современного экономического и политического потенциала западная цивилизация имеет значительное преимущество. Многие страны за пределами западного мира находятся на перепутье. У них есть 3 варианта своего развития:

  • ничего не менять;
  • вступить на путь вестернизации, то есть согласиться ассимилировать свою культуру с западной;
  • адаптация процесса модернизации в соответствии с собственной культурной идентичностью, а также рациональное использование национальных особенностей.

Основными каналами реализации вестернизации являются:

  • западные СМИ (периодические издания, радио, Интернет, телевидение);
  • межличностные и межправительственные коммуникации с западными странами;
  • распространение западных культурных артефактов (одежда, компьютерные программы, книги, фильмы) и др.

Американизация общества

По словам Сэмюэля Хантингтона, вестернизация – это один из трёх способов реакции незападных обществ на западное влияние (наряду с отторжением и реформизмом). Это принятие образцов культуры стран западной цивилизации (Запада) и их всеобщее признание.

Вестернизация суммирует процессы, в которых общества или их части перенимают идеи, модели поведения и экономические структуры западного мира. Если они исходят из Соединенных Штатов Америки, то этот процесс называют американизацией. Американизация – это наиболее распространённый вариант вестернизации.

Глобализация или вестернизация?

Согласно словарю Брокгауза, термин «глобализация» включает в себя либеральную экономическую теорию и неолиберальную рыночную экономику. Свободная торговля и открытая экономика рассматриваются как движущие силы прогресса и основа для уменьшения трений между обществами (посредством взаимного обмена информацией и товарами всех видов).

По словам Чемпьеля, либеральная утопия видит результатом обмена мировой порядок. При этом порядке процветание, мир и демократия приводят к замене национальных государств.

Главное отличие глобализации и вестернизации в том, что вестернизация – это всегда односторонний процесс.

Критика и минусы вестернизации

В XVIII-XX вв. вестернизация выступала синонимом модернизации и глобализации. Этот процесс продолжается более трёх веков в разных регионах мира в разных условиях, с различной скоростью и разными результатами.

Многие исследователи и критики этого процесса неоднократно утверждали, что он очень противоречивый и сложный. Единственный удачный пример в истории – вестернизация при Петре 1 (реформы Петра Великого в начале XVIII в.).

Западное общество, Ближний и Средний Восток значительно сблизились в XIX в. (в эпоху империализма). Иногда возникали острые противоречия. Так, например, Британская империя владела четвёртой частью Земли. Она была бесспорным мировым лидером. Королевский флот господствовал над океанами. Это привело к социально-экономической и культурной ассимиляции тех стран, которые были британскими колониями.

Остальные государства с их традиционными и законсервированными социальными и экономическими структурами испытали относительно небольшое влияние Запада. Технологические и интеллектуальные достижения современного им Запада не были усвоены в значительной мере. Эти государства (прежде всего, арабские) отказались от вестернизации и изолировали себя. Тем не менее, высшие слои общества, особенно среди городского населения, стали интересоваться и перенимать традиции западной цивилизации в повседневной жизни.

Вестернизация является основной идеей прагматических интересов развитых стран. Эти страны стремятся к обогащению за счёт продажи товаров на рынки развивающихся стран, свободному доступу к природным и трудовым ресурсам, вывозу избыточного капитала. Однако западный универсализм и глобализация часто понимаются остальным миром как гегемонизм и империализм.

Оценивая достижения Запада, другие страны готовы к модернизации без вестернизации. Всё больше людей признают, что восточная культура, переживающая период упадка, намного глубже и мудрее западной.

Вестернизация часто вызывает сопротивление официальных лиц (особенно в мусульманском мире), религиозных общин, этносов и социальных слоёв.

В странах «третьего мира» чаще принимаются положительные аспекты вестернизации, такие как борьба за права человека. В других странах этот процесс вызывает экономический кризис и экологические проблемы.

Противники вестернизации акцентируют внимание на том, что национальная культура может утратить свой шарм и колорит. Однако чаще всего такие понятия более поверхностные и не проникают настолько глубоко в культуру. Также они почёркивают, что процессы вестернизации являются необратимыми.

Как правило, вестернизация – это не что-то принуждённое. Наоборот – она проходит в добровольной, в какой-то мере даже неосознанной форме. Собственно, именно поэтому, в данный момент нельзя сказать, что вестернизация захватила весь мир целиком и полностью. Она не внедряется в другие страны насильно.

Вестернизация России и стран СНГ

Если рассматривать пример стран СНГ, то страны бывшего СССР нельзя назвать полностью охваченными вестернизацией. Конечно, всё большее количество молодежи сейчас подвержено западной моде: западной музыке, сленговым западным словам, огромному количеству заимствованных английских слов, западным ценностям.

Всё это в основном культурные аспекты вестернизации. Но чаще всего тут нет такого индивидуализма и прагматизма, которые присущи представителям западной цивилизации.

Вестернизация Японии и Азии

Япония часто упоминается как главный пример вестернизации. В ходе реформ периода Мэйдзи, после долгой фазы самостоятельной изоляции, Япония переняла методы промышленного производства, принятые на Западе. Тем не менее, Япония пыталась продолжить или поддерживать свои собственные традиции в культурном секторе.

Что касается других азиатских стран, то чаще всего речь идёт о вестернизации прежде всего в экономической и социальной сфере. Политическая и культурная сферы жизни общества остаются вне этого процесса.

Вестернизация Востока в исламских обществах

Реформаторы, такие как турецкий Мустафа Кемаль Ататюрк, иранский Реза-шах Пехлеви и тунисец Хабиб Бургиба, видели вестернизацию как возможность улучшить отсталый статус своих стран. Западные ценности олицетворяли цивилизацию и прогресс. Для реформаторов восточные ценности связывались с отсталостью и социальной стагнацией.

Основной составляющей деятельности реформаторов было секулярно мотивированное вытеснение религиозных авторитетов из сферы влияния общественной жизни. Эта европеизация охватила все области человеческой жизни:

  • образование;
  • плодотворное изучение музыки Запада;
  • насильственное введение западной моды и стиля одежды.

Так, например, в 1924 г. в Турции был принят «закон о шляпах». Кемалистское правительство запретило традиционный головной убор Османской империи – фески. Оно сделало обязательным ношение фетровой шляпы. Египет последовал их примеру в 1953 г.

В некоторых случаях попытки реформ, особенно в области искусства, приводили к грандиозным успехам:

  • строительству Каирской оперы;
  • созданию ранее неизвестных симфонических оркестров в исламских странах и др.

Музыкальная традиция на Востоке раньше была неизвестна необходимым инструментам, хотя в ходе турецких войн европейская музыка была дополнена военной музыкой Османской империи.

Программы модернизации чаще всего сталкивались с совершенно неподготовленным населением без предшествующего межклассового дискурса. Вот почему они часто «выдыхались» из-за рефлексивной оборонительной позиции людей. Реформы в области образования и меры по внедрению экономики, основанной на разделении труда, также способствовали продвижению вестернизации с течением времени.

Многие реформы провалились из-за растущего национализма. Он приравнял вестернизацию к колониализму. По словам Сабаха Алнассери, строгая модернизация и переход к рыночной экономике и неолиберализму, поддержанные МВФ и Всемирным банком, не привели к обещанному процветанию и сокращению долга стран «третьего мира». Наоборот – они усугубили бедность, внешний долг и политические репрессии.

Эта неудача, в свою очередь, усилила недоверие к вестернизации. Единственными победителями этого неолиберального открытия были крупные землевладельцы. Насильственно перемещённые мелкие землевладельцы и наёмные работники были маргинализованы.

Исламский фундаментализм и процесс вестеризации

Религиозный фундаментализм связывает неудавшиеся реформы с бывшим колониализмом. Но мало кто отвергает западные научно-технические достижения. Всё больше людей принимает необратимую связь исламских государств с «мировой цивилизацией».

Всё более популярными становятся:

  • западные средства массовой информации;
  • западные стандарты и формы общения;
  • проявляется живой интерес к западной философии, теологии и социальным наукам.

Однако представители исламского мира категорически дистанцируются от западных влияний, которые могут изменить мусульманскую идентичность или суть ислама.

Трудно занять достойную позицию в дискурсе с Западом и в борьбе против вестернизации. С одной стороны, средства массовой информации, например, принимаются и используются. Но отвергаются различные телесериалы из США или модные веяния из Европы. В то же время теологи и интеллектуалы исламского мира чувствуют себя вынужденными дистанцироваться от радикальных подходов, которые отвергают любое сближение с Западом и выступают за восстановление условий, существовавших во времена их пророка в Медине. По словам Гейне, среди этих радикальных групп относительно высока доля хорошо подготовленных учёных.

Однако вестернизация не только таит в себе опасность для исламской идентичности. Она также предлагает возможность создания и защиты этой самой идентичности. Западная культура энергично завоевала ослабленный Восток, начиная с XVIII в. Он был не в состоянии адекватно ответить и противостоять новым вызовам.

В отличие от прежних времён, ислам не видел себя в состоянии трансформироваться (и, таким образом, обновляться). В результате он потерял влияние. Это чувство бессилия стало травмой мусульманского мира. Мусульманам было особенно неловко больше не руководить модернизацией, а зависеть от действий и мышления европейцев. Это вызвало резкое разделение между Западом и Востоком (особенно для мусульман).

Усиливающаяся вестернизация и европеизация исламского мира вызвала недовольство новым видом глобализации. В результате они яростно сопротивлялись любому внешнему влиянию. Неизвестные до сих пор террористы-смертники представляют собой высшую точку радикализма и сопротивления вестернизации. Эти отчаянные действия сигнализировали о безнадёжности и убеждённости в борьбе против сильного противника.

Чувство бессилия, иностранного правления и утраты идентичности, вызванное европейским колониализмом, усиливалось осознанием экономического и политического превосходства Запада. Большинство мусульман бежали, возвращались к истокам ислама.

Западные наблюдатели называют политические направления, возникшие в результате такого отношения, исламистскими или фундаменталистскими. Религиозный фундаментализм – лишь один из многих ответов всех основных религий на вызовы современности. Он возникает из необходимости избежать проблем современности и уйти к религиозным истокам.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *