Согласно буддизму, все вещи находятся в состоянии постоянного изменения. Всё меняется, и постоянного состояния не существует само по себе. Это относится и к людям, и ко всему существующему в космосе. Следовательно, человек не имеет постоянной субстанции. Какое решение проблемы души в буддизме?
Анатман в буддизме
Согласно доктрине аната («отсутствие себя» или «отсутствие души»), слово «Я» не относятся к какой-либо определённой вещи. Это просто подходящий термин, за которым ничего не стоит. Слово «Я» подразумевает постоянную смену сущностей.
Учение об анате не является формой материализма. Буддизм не отрицает существования «нематериальных» сущностей. Согласно его доктрине (по крайней мере, традиционной), физические состояния и психические состояния различаются. Следовательно, обычный перевод термина аната как «без души» может сбивать с толку.
Слово «душа» просто относится к нематериальному компоненту в живых существах, который может продолжать существование после смерти. Но буддизм не отрицает существования души. Вместо этого буддизм отрицает существование постоянной сущности, которая остаётся неизменной за переменным телом и нечеловеческими компонентами живого существа.
Буддизм – душа после смерти, непостоянство состояний и психические процессы
Когда тело меняется от одного состояния к другому, когда мысли приходят и уходят, тогда не существует постоянного состояния, которое в основном является умом и которое испытывает эти мысли (как в картезианстве). Сознательные психические состояния просто появляются и исчезают без «мыслителя» позади них.
Буддисты верят, что после смерти наиболее эффективные психические процессы продолжаются и возрождаются в новом теле. Поскольку психические процессы постоянно меняются, существо, которое перерождается, не будет полностью отличаться или будет полностью идентично существу, которое умерло.
Тем не менее, новое существо является продолжением существа, которое умерло. Человек настоящего момента является продолжением этого же человека с предыдущего момента (несмотря на то, что он постоянно изменяется).
Буддисты считают, что само понятие постоянного самообновления само по себе является одной из причин человеческих конфликтов на эмоциональном, социальном и политическом уровнях. Они добавляют, что понимание анатомии даёт точное описание состояния человека, и что это понимание позволяет нам направлять наши повседневные желания в правильное русло.
Решение проблемы души в буддизме: жизнь после смерти
Различные школы буддизма имеют разные представления о том, что происходит после смерти.
Школа сознания в буддизме махаяны считает, что существуют состояния сознания, которые продолжают существовать после смерти.
В некоторых школах, особенно в тибетском буддизме, существует мнение, что существует три формы разума:
- очень тонкий разум, который не распадается после смерти;
- тонкий разум, распадающийся после смерти и «спящий разум» или «бессознательный разум»;
- тотальный разум, которого нет, когда человек спит.
Следовательно, тотальный разум менее постоянен, чем тонкий, которого нет после смерти. Однако очень тонкий разум продолжает существовать, когда он «понимается», или когда он совпадает с явлениями. Тогда возникает новый тонкий разум с его индивидуальностью, предположениями или привычками. Эта сущность испытывает карму в настоящем континууме.
Душа растений в буддизме
Считается, что растения не обладают душой. При этом буддийские монахи обязаны сохранять и не вырубать деревья, потому что некоторые сенсорные существа зависят от них. Некоторые махаянские монахи верят, что неопасные существа, такие как растения и камни, имеют природу Будды.
Современный буддизм и переселение душ в буддизме
Некоторые современные буддисты, особенно в западных странах, отвергают или, по крайней мере, занимают агностическую позицию с точки зрения концепции перерождения или реинкарнации.
Стивен Бехелор обсуждает эту тему в своей книге «Буддизм без веры». Другие указывают на исследования, проведённые в Университете Вирджинии, как свидетельство того, что некоторые люди имеют память о прошлой жизни, что они «родились свыше». Так или иначе, сама концепция реинкарнация претерпела значительные изменения с древних времён.