Имя Иммануила Канта известно каждому человеку, который так или иначе сталкивался с философией. Он не был характерным представителем философии Просвещения, хотя и можно сказать даже прославлял просветительские идеи. Но он стоит в отдалении от представителей романтизма. Его считают основателем немецкой классической философии и, вероятно, что такого явления как «немецкая классическая философия» не было бы вообще, если бы не Кант. На становление немецкой классической философии повлияла его научная и философская деятельность, его «коперниканский переворот» и вообще вся жизнь Канта, посвящённая совершенно гениальному пересмотру метафизики и философии в целом (которая существовала до него).
Жизнь Канта
Он родился в 1724 году, в городе Кёнигсберг, в Восточной Пруссии (сейчас это город Калининград). Он происходил из простой ремесленнической семьи. Мать его была домохозяйкой, очень праведной женщиной (и, как он вспоминал, оказала на него большое влияние).
Иммануил Кант проявлял способности с раннего возраста, обучался в гимназии Фридрихс-Колледж, под руководством пастера Шульца, строго и очень религиозного человека. Он повлиял на Канта идеями пиетизма. От пиетизма будущий философ так и не смог избавиться, постоянно ощущал на себе влияние этого духовного движения.
В 1740 году он поступает в Кёнигсбергский университет и изучает там философию. Заканчивает этот университет в 1747 году и получает звание магистра философии.
Но пока с этим званием ничего сделать не может. Денег у него нет. Поэтому с момента окончания университета по 1754 год он занимается репетиторством. Кант разъезжает по окраинам Кёнигсберга чтобы как-то заработать себе на жизнь.
Преподавательская и научная карьера Канта
В 1755 году он наконец-то защищает докторскую диссертацию и начинает преподавательскую карьеру всё в том же Кёнигсбергском университете.
Карьера Канта продлилась 40 лет. Он преподавал в университете до 1795 года и никогда его не покидал (хотя уже в период его расцвета как философа, его приглашали на куда более престижные места).
В 1758 году он впервые участвует в конкурсе диссертаций и научных работ. Он пишет работу «О форме и принципах чувственного и интеллигибельного мира». Она проходит незамеченной. Но философ на этом не останавливается и участвует в конкурсах постоянно.
Вообще он был человеком очень скромным, особенно в быту. Всегда выступал против протекционизма, против каких-то связей и всего предпочитал добиваться сам.
Так он преподаёт много лет и пишет очень много работ, пока в 1781 году не совершается революция в философии и метафизике того времени – не выходит его работа под названием «Критика чистого разума».
За ней выходит также в 1778 году выходит «Критика практического разума». В 1790-м Кант пишет работу «Критика способности осуждения».
Это основные работы Канта – работы его критического периода.
Жизнь Канта в последние свои годы
В 1795 году он отказывается от преподавания. В 1804 году встречает тихую смерть. Он умирает в окружении только своего слуги, который был необходим уже в последние годы жизни (так как он стал слепым, его подводила память и сознание).
Тем не менее жизнь Канта была достаточно долгой: он прожил до 80 лет, несмотря на хрупкое здоровье, каким он обладал в старости.
Но благодаря точно выработанному режиму организм его работал до старости как часы.
Программа пересмотра философии и главные вопросы философии Канта
Мыслитель разработал программу по пересмотру всей философии («по обработке поля чистой философии», как сам он выразился в личной переписке).
Программа эта состоит из трёх вопросов. Каждый из этих вопросов отвечает определённой области в общей сфере философии:
- Что я могу знать? Это вопрос метафизический. Им спровоцировано написание «Критики чистого разума».
- Что я должен делать? Вопрос нравственный. Руководствуясь этим вопросом Кант пишет «Критику практического разума».
- На что я могу надеяться? Это вопрос религии.
Кроме того, он отмечает, что после ответа на эти вопросы, мы необходимо должны спрашивать о самом человеке:
- Что такое человек? В итоге в наших философских исканиях мы должны выйти ещё и на антропологию.
Сочинения Канта
Рассмотрим вопрос сочинений Канту. Все его сочинения традиционно делят на:
- сочинения докритического периода;
- сочинения критического периода.
Сочинения критического периода представляют собой почти необозримую область, которую рассмотрим в других статьях. Поговорим о докритических сочинениях и посмотрим, как, собственно, формировалось учение Канта.
Здесь мы можем заметить влияние двух наиболее значительных величин для Канта: Ньютон и Лейбниц (их физика и метафизика соответственно).
Важной работой, посвящённой физическому вопросу (для этого периода), является «Всеобщая естественная история и теория неба». Здесь философ выдвигает гипотезу о происхождении Вселенной из туманности. Впоследствии эта гипотеза будет доработана Лапласом. Эта работа была написана под влиянием Ньютона.
«Новое освещение познания метафизики первоначал» и его принципы
Под влиянием Лейбница Кант пишет «Новое освещение познания метафизики первоначал». Здесь он рассматривает основные принципы метафизики, на которых она базируется. То есть это уже начало пересмотра основания существующей метафизики. Это принципы:
- тождества;
- достаточного основания;
- принцип последовательности;
- принцип сосуществования.
Их выводит сам Кант.
Согласно принципу последовательности без взаимосвязи отдельных частей не будет изменения.
Принцип сосуществования говорит о том, что каждая вещь связана с остальными и они все одинаково зависимы от первоначала.
Ещё одной работой, посвящённой метафизической проблематике является «Физическая монадология», в которой Кант пытается обосновать ценность метафизики для научных исследований.
Влияние Юма
Но далее появляется ещё одна важная фигура в философии – и от метафизики Лейбница Кант переходит к Юму. Юм был скептиком. И увлечение Юмом представляет собой переход от докритического периода к критическому.
Основываясь на идеях Юма, Кант пишет «Ложное мудрствование в четырёх фигурах силлогизма». В этой работе он критикует формальную логику, которая не может охватить действительность и не соответствует ей. Также он пишет статью «Опыт введения в философию понятия отрицательных величин». Он считает, что в логике мы не схватываем бытия. И Канта такое положение вещей не устраивает. Однако он выступает и против скептицизма.
Эстетические и этические аспекты учения Канта
В 1760-е годы он пишет такие работы как «Исследование степени ясности естественной теологии и морали» и «Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного». Это работы подготавливающие эстетические и этические аспекты учения Канта.
Во время их написания Кант понимает, что метафизика должна быть выстроена чётко и строго по образцу физики Ньютона. Метафизика должна быть научной. Поэтому мы должны избавиться как от догматизма, который нам постоянно угрожает, так и от скептицизма. И, разумеется, от каких-то обскурантистских мечтаний.
Это замечание философ делает в связи с критикой шведского мистика Эммануила Сведенборга. Кант пишет против него сочинение «Грёзы духовидца, пояснённые грёзами метафизики». Он говорит:
«Нельзя выдавать свои сны за науку».
На основе всего этого раннего корпуса сочинений мы можем выяснить причины «коперниканского переворота» в философии, как сам окрестил Кант свою революцию, которая произошла в 1769 году.