27 июля 1990 г. Верховный Совет БССР принял декларацию о государственном суверенитете Республики Беларусь. В ней говорилось, что Беларусь избрала свободный путь развития, хотя не исключалась возможность объединения с другими республиками в новый Союз. Однако надежды на обеспечение суверенитета республик и в то же время на сохранение Союза не оправдались. И становление государственного суверенитета Республики Беларусь проходило в тяжёлых условиях.
В политической сфере существовали 2 противоборствующие силы:
- с одной стороны, патриотические националистические движения в республиках, влияние которых быстро росло, требовали полной независимости и отсутствия Союза;
- с другой стороны, номенклатура правящей партии и государства выступала за сохранение Союза как унитарного государства, но только с окрашенным фасадом (они надеялись сохранить командную экономику, обеспечивающую их господство над обществом).
Государственный комитет по чрезвычайным ситуациям РБ
Процесс подготовки нового Союзного договора был приостановлен в связи с событиями в Москве. Эти события получили название августовского переворота 1991 г. В ходе этого переворота правительство учредило Государственный комитет по чрезвычайным ситуациям.
Информация об августовском перевороте в Москве и передачи власти страны самопровозглашённому ГКЧП руководство БССР восприняло с пониманием. Но краткость событий не позволила ему полностью заявить о себе.
Демократические силы республики открыто выступили против заговора и переворот провалился. После московских событий августа 1991 г. процесс суверенитета республики значительно ускорился.
Становление государственного суверенитета Республики Беларусь
25 августа 1991 г. Верховный Совет принял решение о предоставлении конституционного статуса Декларации о государственном суверенитете БССР.
18 октября 1991 г. правительство приняло новый Закон «О гражданстве Республики Беларусь». Он предопределил главные особенности суверенитета Беларуси.
СНГ в 1990-х гг.
В 1990-х гг. Союз независимых государств находился в поисках наиболее приемлемых для всех участников принципов нового содружества. Он разработал и принял ряд документов, в том числе Устав СНГ. Также было создано межпарламентское объединение, центр которого находился в Санкт-Петербурге.
Одновременно развивались двусторонние отношения между государствами, ранее входившие в состав СССР.
Первая Конституция Беларуси
Конституция, принятая Верховным Советом 15 марта 1994 г., занимала особое место в укреплении суверенитета Республики Беларусь. Первая Конституция суверенной Беларуси стала важным шагом на пути к верховенству закона, в котором права и свободы человека были приоритетом для всех.
Однако на пути построения молодого государства возникли непредвиденные дополнительные трудности, которые были связаны с недостатками новой Конституции. В частности, не было достаточно чёткого разделения функций и полномочий между законодательной и исполнительной властями, что привело к обострению внутриполитического кризиса во второй половине 1996 г.
Для выхода из кризиса президент инициировал республиканский референдум по принятию новой редакции Конституции Республики Беларусь и по ряду других вопросов.
Беларусь – президентская республика
При президентской форме правления президент формирует высший исполнительный орган и несёт ответственность за его деятельность. Деятельность президента регулируется Конституцией и законами.
Новое правительство – Кабинет Министров Республики Беларусь с августа 1994 г. по ноябрь 1996 г. возглавил М. Чигирь. Основным направлением деятельности президента и правительства была разработка и реализация программы вывода экономики из кризиса:
- прекращение спада производства;
- затем – обеспечение роста производства;
- предотвращение инфляции;
- защита населения от полного обнищания.
Социально ориентированная рыночная экономика Беларуси
Независимая Беларусь начала своё самостоятельное развитие в условиях распада системы, основанной на административно-командных методах управления. После обретения суверенитета Беларусь, как и другие бывшие советские республики, пошла по пути перехода к рыночным отношениям.
Об этом было объявлено в октябре 1990 г. Тогда Верховный Совет одобрил правительственную программу перехода к рыночной экономике. Всесоюзный кризис и распад СССР ещё больше усугубили экономическое положение Беларуси:
- с трёх сторон бывших партнёров по союзу резко сократилось предложение различной продукции, необходимой для промышленности Беларуси;
- выросла инфляция;
- на потребительском рынке возник товарный голод;
- темпы развития промышленности и сельского хозяйства начали снижаться.
Программа рыночного перехода предусматривала, прежде всего, создание в Беларуси частного сектора экономики. В сентябре 1991 г. Совет министров принял постановление, разрешающее приватизацию государственной собственности. К концу 1992 г. 190 предприятий перешли в собственность трудовых коллективов и индивидуальных владельцев.
Укреплению новых форм собственности способствовал Закон 1993 г. «О разгосударствлении и приватизации государственного имущества в Республике Беларусь», на основе которого была разработана Государственная программа разгосударствления и приватизации. Его реализация была рассчитана на пять лет.
Новое законодательство создало правовую основу для деятельности совместных белорусско-иностранных предприятий и предприятий, полностью принадлежащих иностранным собственникам. На 1991-1995 гг. количество совместных предприятий (СП) увеличилось с 283 до 1836, а количество иностранных – со 116 до 889 соответственно. В 1995 г. они составили 14,7 миллионов долларов США.
Определённые изменения произошли в аграрном секторе. Крестьянам было предоставлено право выбора форм хозяйствования и собственности, что ускорило процесс становления хозяйств. На 1992-1995 гг. их число возросло до трёх тысяч.
Становление государственного суверенитета Республики Беларусь и усиление роли государства в экономике
С избранием первого Президента Республики Беларусь в июле 1994 г. произошел поворот к усилению роли государства в экономических процессах. 2 сентября 1995 г. Лукашенко публично объявил курс на построение «рыночного социализма».
Новый курс предусматривал государственное регулирование экономики и усиление роли приватизации. Важное место было уделено углублению экономической интеграции между государствами СНГ.
Вскоре были разработаны «Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 гг.». Их реализация с 1996 г. обеспечила ежегодный прирост валового внутреннего продукта (ВВП), который является одним из основных показателей экономического развития.
В этот период увеличивался объём производства промышленной продукции и товаров первой необходимости. Ряду предприятий удалось преодолеть трудности первой половины 90-х гг. Производственные объединения «Минский тракторный завод», «Атлант», «Горизонт» и другие начали эффективно работать в новых условиях.
В целом рост реальных доходов в стране увеличился, безработица сумела предотвратить резкий рост, была сохранена социальная стабильность и восстановлена система управления экономикой.
Однако экономическое развитие в этот период было неравномерным и резким. В 1995 г. темпы приватизации замедлились, а государственное регулирование частного предпринимательства многократно усилилось.
По мнению ряда важных экспертов, достичь уровня 1990 г. правительству не удалось. Выявленные приоритеты экономического развития не были реализованы в полной мере. Белорусский рубль девальвировал, снизилась рентабельность, увеличилась доля убыточных предприятий.
Социально-экономическая ситуация усугублялась следующими факторами:
- сырьевой энергетической зависимостью от бывшего единого народнохозяйственного комплекса СССР;
- ориентацией белорусской экономики на бывший союзный рынок;
- последствиями Чернобыльской катастрофы;
- плановым характером экономики;
- устаревшими технологиями.
Международные экономические отношения
В таких условиях особенно важным становится развитие международных экономических отношений. Беларусь в 90-е гг. торговала со 132 странами. Основными партнёрами были Российская Федерация и Украина.
При этом отрицательное сальдо торгового баланса (импорт в республику преобладал над экспортом) сложился в отношениях с 57 странами, в том числе с Россией (1253,8 млн. долларов США). Но со странами вне СНГ был положительный баланс. Однако высокотехнологичная продукция, составляющая всего около 1%, была очень слабо представлена в белорусском экспорте.
Колхозно-совхозный строй
Правительство Беларуси взяло курс на сохранение колхозно-совхозного строя. При этом ценовая политика была не в пользу сельхозпроизводителей:
- закупочные цены часто не соответствовали реальным затратам;
- на промышленную продукцию для сельского хозяйства (топливо, машины, минеральных удобрений, средств защиты растений и др.) они постепенно увеличивались.
Процесс сельского брожения замедлился. В Беларуси за 10 лет самоликвидировались более 2000 хозяйств. За этот период резко увеличилось количество убыточных колхозов и совхозов:
- в 1991 г. они составляли 0,6% от общего количества;
- в 2000 г. – 48,8% – за этот период производство валовой продукции сельского хозяйства сократилось на 25% и увеличился импорт продуктов питания.
Социально-экономическое развитие Республики Беларусь в 1990-е гг.
Таким образом, в социально-экономическом развитии Беларуси в 1991-2001 гг. можно выделить 2 этапа.
Первый этап – 1991-1995 гг. За это время был принят пакет законов, которые легли в правовую основу рыночных реформ в Беларуси. Однако это период характеризовался следующими проблемами:
- разрывом прежних экономических связей;
- проблемным выбором пути к рынку;
- отсутствием опыта реализации тех или иных программ;
- ухудшением качества жизни значительной части населения;
- ослаблением управляющей роли государства в экономике.
Второй период начался в 1995 г. Для преодоления социально-экономического кризиса были предприняты следующие шаги:
- преодоление резкого роста цен;
- стабилизация белорусского рубля;
- расширение международных экономических связей;
- усиление роли государства в экономике;
Однако существенного улучшения экономической ситуации не произошло.