loader image
Учение Платона о государстве

Учение Платона о государстве

Платон происходил из влиятельной в Афинах семьи аристократов, которые часто пробовали себя в политике. И поэтому неудивительно, что политика оставалась его любимым занятием, вызывала безусловный интерес с его стороны. Но политика, будучи части учения Платона, является искусством спасения души, искусством её воспитания и попечения. Поэтому для того, чтобы быть хорошим истинным политиком, необходимо в первую очередь быть философом. То есть истинный философ – и есть истинный политик. На этом и строилось учение Платона о государстве. Руководство таким принципом Платон строит идеальное государство.

Учение Платона о государстве

Сегодня такая идея может казаться неправильной. Но тут важны особенности греческого сознания и специфика философии того времени.

  • В первую очередь философия – это знание о гармонии целого, о порядке, о гармонизации всех частей в целостную систему. Целое в данном случае – это государство. 
  • Во-вторых, сущность человека – это его душа. Со времени Сократа это становится основным постулатом.
  • В-третьих, индивид, отдельный человек, – это в первую очередь гражданин. Это связано с идеей полиса (города-государства). Это горизонт всех этических ценностей.

И вот такой город-государство и предлагает Платон в своём позднем диалоге «Государство» или «Республика».

В первую очередь, город-государство – это увеличенная душа. Состоит он из тех же частей, что и душа человека. Он так же воспроизводит все процессы, происходящие в душе. 

Душа человека не самодостаточна:

  • в первую очередь она нуждается в материальном – еда, вода, ночлег и всё для того, чтобы справлять свои биологические потребности;
  • во-вторую очередь она нуждается в защите и в силу своей не самодостаточности – в управлении. 

3 класса Платона

И, отвечая трём таким нуждам души, Платон выводит 3 класса людей, которые должны существовать в государстве.

Низший класс отвечает материальным запросам государства. Это:

  • крестьяне;
  • ремесленники;
  • и торговцы.

Если вспомнить образ души как колесницы у Платона, то крестьяне – это тёмный страстный конь, который полностью погружён в чувственный мир и тянет душу вниз. Он менее всего управляем. То есть это страсти. 

Функцию защиты души выполняет второй класс – класс стражей или воинов. Стражи отвечают волевой части души – белому прекрасному коню, который подчиняясь разуму, ведёт колесницу в правильном направлении. Они должны быть бдительными и мужественными, в то время как первый класс должен соблюдать умеренность.

И, разумеется, управляет этими двумя классами третий класс – это правители. Правители отвечают рациональным частям души, то есть разуму. Это тот, кто ведёт колесницу, запряжённую двумя конями. Правители обязательно должны любить город, созерцать благо, и, конечно же, стремиться к мудрости. То есть правители – это философы.

Справедливость по Платону

Благодаря правителям осуществляется справедливость в государстве. Справедливость представляет собой гармонию души, то есть гармонию государства и гармонию всех его начал и добродетелей.

Каждый гражданин таким образом знает своё место в таком справедливом устройстве и осуществляет свои функции в высшей мере правильно и добродетельно.

Призвания и занятия для классов по Платону

Платон выстраивает также систему образования и такую систему жизни, образа жизни для каждого из классов.

Низший класс фактически не получает никакого образования. Он погружён в практику и учится в основном у своих родителей такому же ремеслу. Это чисто практические занятия.

Второй класс занимается гимнастикой и музыкой, чтобы воспитать силу тела и его крепость. Музыка тоже во времена Платона была довольно активным занятием. Кроме того, музыка связана с математикой, она воспитывает точность, которая тоже важна для воина.

И третий класс – учится он примерно до 50 лет. Это всё ещё его обучение. Обучение его состоит в созерцании идей и познании блага. Затем он уже приступает к практике как политик. К практике он приступает примерно с 35 лет, но всё ещё как ученик. А уже к 50 годам он созревает.

Общность имущества

Также Платон говорит об общности имущества, общности жён. В целом, это относится ко второму классу. Всё должно быть общим, чтобы не было никакой зависти, гордыне, это всё только мешает, отвлекает от выполнения своих обязанностей.

Идеальное государство Платона

Но Платон всё-таки понимает, что такое идеальное государство, о котором он мечтает, мало осуществимо в реальном мире. Он пытается применить свои идеи на практике (история с Дионисием). Поэтому он пишет произведение «Законы». Законы нужны для менее идеального, несоответствующим идеалам государства для реального общества, чтобы кое-как подвести его под такой идеал.

Учение Платона о государстве: 3 типа государственного устройства

В законах Платон выводит 3 типа государственного устройства:

  • монархия – монархию Платон называет имитацией идеала одним человеком, одним правителем;
  • аристократия – имитация идеального устройства группой людей;
  • демократия – имитация народом, всеми сообща.

При этом все эти виды правления могут прийти к своим отрицательным сторонам, тогда это грозит разложением:

  • если в монархии чрезмерно развивается абсолютизм, она превращается в тиранию;
  • аристократия – в олигархию (когда правящая группа больше думает о своих нуждах, чем о нуждах государства);
  • демократия – в демагогию, когда несведущий народ позволяет себе чрезмерные свободы и тоже напрочь забывает о правлении, просто каждый пытается найти свою выгоду.

В основном Платон здесь говорит об искусстве точности меры в таких государственных устройствах. Он утверждает, что монархия, не скатывающаяся в абсолютизм – это наилучшая форма государственного устройства, так как в демократии грозит чрезмерная свобода.

В этом состоят главные идеи о государстве (учение Платона о государстве и политике).

Предыдущая запись
Жизнь Аристотеля и перипатетизм
Следующая запись
Компоненты и проблемы античной философии
Добавить комментарий
Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *