Поль Анри Тири, барон Гольбах известен в первую очередь не как философ, а как руководитель очень сильного известного философского кружка. Идеи его были скорее удачно скомпонованным собранием мыслей просветителей. Но они получили большой общественный резонанс. В частности, интересен атеистический материализм Гольбаха.
Поль Гольбах родился в 1723 г. в городе Гелтдемгейме, но воспитывался в Париже. Затем остался там жить. После получения наследства, которое у него было невероятно большим, он обосновался в Парижских окрестностях, приобрёл там замок и занимался науками.
Особенно много времени он уделял естественным наукам и написал много статей для знаменитой «Энциклопедии» по минералогии, ботаники и другим наукам.
Его салон процветал и стал центром атеистической, революционной, позиционной мысли. Никто не мог запретить эти собрания, т.к. сам Гольбах был очень влиятельным человеком.
Поль Гольбах: основные труды
Гольбах очень много писал. В основном его сочинения относят к антирелигиозным. По собственно философской или околофилософской проблематике им написаны:
- «Естественная политика»;
- «Система природы»;
- «Всеобщая мораль».
Критике религии было посвящено более десятка сочинений. Среди них:
- «О религиозной жестокости»;
- «Лицемерие священников»;
- «Разоблачение христианства» и др.
Гольбах «Система природы»
Труд «Система природы» – самое влиятельное из его сочинений. Его называют библией атеистического материализма.
Фактически этот труд представляет собой хрестоматию старых и новых доводов в пользу атеистического мировоззрения и объяснения действительности с естественнонаучных и материалистических позиций.
Помимо этого, в ней звучит призыв к революции, защиты идей Просвещения и изобличения политического строя. Поэтому все эти вопросы были, разумеется, насущными и повлияли на мышление современников.
Атеистический материализм Гольбаха
В общем, материализм Гольбаха ничем не отличается от материализма его предшественников.
Он постулирует тот факт, что за пределами природы нет ничего и быть не может. Человек действует в природе. Попытки выйти за её границы (физически, мысленно или как-то ещё) в любом случае тщетны. Человек обретается в природе. С этим необходимо смириться и не строится каких-то метафизических «воздушных замков».
Духовное существо – это только выдумка метафизиков. Человек является физическим существом. А когда мы говорим о нём как о духовном существе, то рассматриваем того же физического человека, просто с иной точки зрения. Точка зрения эта ошибочна и полна предрассудков.
Метафизику, как и теологию, Гольбах связывает с предрассудками. Вместо законов религии, которая также полна предрассудков, мы должны изучать законы природы. На основе этих законов мы должны вывести новую систему понятий, которая будет фактологически проверена.
По словам Гольбаха, теологические понятия – это «плоды больного воображения». А вопросы души и свободы человека не имеют смысла, т.к. задавая их мы выходим за границы материалистического познания природы.
Материализм Гольбаха и идеи про счастье
Человек определён своей природой даже в общественной жизни. Он стремится к счастью. Наиболее грамотное построение устройства общества – это сотрудничество отдельных индивидов, стремящихся к благополучию. Достаточно, чтобы благополучие отдельного человека зависело от благополучия всей группы граждан.
Такое общественное устройство будет работать, если гражданские законы будут иметь в своей основе законы естественные. Так что мы должны искать в природе все основания для счастливой жизни – как индивидуальной, так и общественной.
Вот какую заповедь даёт Гольбах:
«Ищите в природе и в своих собственных силах те средства и ту помощь, которых вам никогда не дадут глухие божества. Прислушайтесь к желаниям своего сердца. И вы узнаете, что должны делать, чем обязаны себе самому и другим. Изучайте природу и цели общества, и вы больше не будете рабом. Проверяйте всё опытом, и вы найдёте истину и признаете, что заблуждение никогда не сделает вас счастливым».