loader image
Гигиена детских учреждений

Гигиена детских учреждений (дошкольных)

Слово «гигиена» происходит от имени древнегреческой богини здоровья – Гигиен. Задача гигиены – изучение условий жизни, влияющих на здоровье, взаимосвязи и взаимодействия людей с внешней средой, разработка гигиенических норм жизни и труда, обеспечивающих охрану здоровья, укрепление физических сил и предупреждение заболеваемости. Какой должна быть гигиена детских учреждений?

Изучение влияния различных факторов внешней среды на организм ребёнка и разработка гигиенических мероприятий по охране и укреплению их здоровья являются задачей гигиены детей и подростков. Только обладая определёнными гигиеническими знаниями и умело применяя их в своей практической деятельности, воспитательница может обеспечить здоровые условия воспитания детей:

  • режим дня;
  • питание;
  • физическую закалку ребёнка;
  • личную гигиену и др.

Создание необходимого для правильного развития детей санитарного режима возможно лишь в том случае, если детские дошкольные учреждения строятся с учётом воспитательных и гигиенических требований.

Гигиена детских учреждений: требования к участку и зданию

Участок детского учреждения должен по своему расположению и размерам обеспечить здоровые условия для детей и возможность организации подвижных игр на свежем воздухе.

Детские учреждения располагаются либо вблизи дома детей, либо вблизи места работы родителей. В том и другом случае участок для детских учреждений должен быть отдалён от оживлённых транспортных магистралей, промышленных, зрелищных и других предприятий. Это позволяет исключить вредное влияние шума, излишнее загрязнение помещений, снижает возможность заноса инфекций и др.

Поэтому лучше выбирать участок в зоне зелёных насаждений внутри жилого квартала и с глубоким залеганием подпочвенных вод. На одного ребёнка должно приходиться не менее 35-40 кв.м. площади участка.

В этом случае можно организовать общие и групповые площадки, хозяйственный двор и зону зелёных насаждений. Участок должен обязательно иметь ограждение и защитную полосу из 1-2 рядов деревьев и кустарников.

Групповые площадки

Особые требования к организации групповых площадок. Количество площадок должно соответствовать числу групп в детском учреждении, они должны быть изолированы друг от друга зелёными насаждениями, (кустарниками). Площадки необходимо располагать вблизи от выходов из помещений.

На каждой групповой площадке предусматриваются навесы в 30-50 кв.м. для защиты детей от солнца и осадков, организации сна детей в летнее время, проведения занятий на свежем воздухе. Также должно быть различное в зависимости от возраста детей оборудование для игр и физических упражнений:

  • лесенки-ступеньки;
  • балансир-бревно для детей до 3 лет;
  • трёхгранный заборчик для лазанья;
  • снаряды для упражнения в равновесии;
  • столики и скамьи со спинками для детей старше 3 лет.

Во избежание травм детей (ушибов, царапин, заноз и др.) необходимо следить, чтобы оборудование было исправным, а поверхности его гладкими и доступными для очистки.

Общие площадки

Помимо игровых площадок, на участке предусматриваются общие площадки:

  • для проведения занятий по физической культуре и подвижных игр из расчета 3 кв.м.;
  • огород-ягодник из расчёта 0,5 кв.м. на ребёнка старше 3 лет;
  • уголок для животных и птиц площадью 20 кв.м.;
  • бассейн (площадью 20 кв.м. и глубиной 25 см);
  • кольцевая дорожка для езды на велосипедах, детских машинках;
  • зимой – для хождения на лыжах, которая должна связывать площадки для детей дошкольного возраста.

Зелёные насаждения

Зелёные насаждения являются обязательными на участке. Оздоровительная роль их велика и имеет разные аспекты. Помимо эстетического значения, зелёные насаждения улучшают гигиенические условия внешней среды:

  • смягчают;
  • делают более умеренной температуру воздуха;
  • способствуют равномерной влажности воздуха;
  • снижают скорость его движения;
  • защищают от ветров;
  • уменьшают солнечную радиацию;
  • создают тем самым затемнения;
  • благотворно действуют в летнее время на теплоощущение ребёнка.

Большая роль принадлежит зелёным насаждениям в ослаблении или устранении неблагоприятных факторов окружающей воздушной среды. Они служат хорошей защитой (барьером) от пыли, вредных газов и шума.

Зелёные насаждения занимают примерно 50% площади участка. Однако они не должны препятствовать доступу солнечных лучей в помещения. Поэтому кустарники следует высаживать не ближе 5 м от здания, а высокие деревья – не ближе 10 м. Надо размещать их так, чтобы можно было максимально использовать в оздоровлении внешней среды.

Определённые требования к породе деревьев и кустарников – они не должны иметь ядовитые плоды и колючки.

Хозяйственный двор

На участке детского учреждения обязательно выделяется хозяйственный двор, где располагаются:

  • ледник;
  • овощехранилище;
  • сарай для хранения инвентаря;
  • мусороприёмник;
  • оборудуются летние уборная и душевая с солнечным подогревом воды для проведения водных процедур детям.

Кроме того, при отсутствии теплофикации на хозяйственном дворе оборудуется котельная и склад для топлива.

Учитывая, что дети обычно любят играть с песком и землёй, необходима строжайшая охрана почвы и особенно её верхних слоёв от загрязнения. Для этого:

  • участок детского учреждения засевают трудно вытаптываемой травой из смеси клевера, тимофеевки, рейграса и лугового мятлика;
  • проходы с улиц к зданию асфальтируют;
  • дорожки посыпают чистым песком, который нужно достаточное время прогревать на солнце и очищать от примесей путём перелопачивания.

Уборку участка производят ежедневно за 1-2 часа до прихода детей. В теплое время года при уборке участка закрывают окна помещений и предварительно поливают всю территорию. Мусор убирают в мусороприёмник.

В зимнее время дорожки и детские площадки регулярно очищают от снега и посыпают песком. В летнее время участок поливают не менее 2-3 раз в день:

  • перед приходом детей;
  • перед выходом детей на прогулку;
  • во время дневного сна детей.

Важно это делать с таким расчётом, чтобы к моменту выхода детей на прогулку вода впиталась в землю. Одновременно поливают и обмывают от пыли зелёные насаждения.

Находящиеся на участке столы, скамьи, строительный игровой материал и оборудование для физических упражнений ежедневно протирают влажной тряпкой. Песок в ящике меняют не реже одного раза в месяц. На ночь песочные ящики закрывают крышками. Перед играми детей песок следует слегка увлажнять.

Гигиена детских учреждений и планировка зданий

Детские учреждения располагаются, как правило, в одно одно- или двухэтажном здании. В случае размещения их в нескольких зданиях последние соединяются между собой закрытыми переходами.

Несмотря на различия типов вместимости детских учреждений, общим для них является соблюдение ведущего принципа планировки зданий детских учреждений – групповой изоляции. Т.е. каждая группа имеет изолированный комплекс (секцию) помещений.

Это позволяет правильно организовать жизнь каждой возрастной группы и обеспечить условия, препятствующие распространению инфекционных заболеваний. Этому служит устройство раздельных входов в каждую группу ясельного возраста (для детей дошкольного возраста можно устраивать общий вход для двух групп) и самостоятельных игровых площадок. Кроме того, такая изоляция групп отвечает требованиям воспитательнои работы с детьми и медицинского обслуживания.

Основными помещениями для групп преддошкольного возраста являются:

  • игральная-столовая;
  • веранда;
  • приёмная;
  • туалетная;
  • в круглосуточных группах вместо веранды предусматривается спальня;
  • для детей дошкольного возраста – групповая, комната для раздевания детей, туалетная;
  • в круглосуточных группах – спальня.

Для удобства наблюдения за детьми, находящимися одновременно в различных помещениях (групповой, туалетной и т. д.), и рационализации работы персонала все помещения групповой секции должны быть связаны с детской комнатой – групповой или игральной-столовой – и отделяться по возможности стеклянной перегородкой.

Административно-хозяйственные и служебные помещения

К административно-хозяйственным и служебным помещениям относятся:

  • пищеблок;
  • комната для заболевшего ребёнка или изолятор;
  • кабинет врача или медицинская комната;
  • комната заведующего;
  • комнаты персонала;
  • бельевая;
  • инвентарная и др.

Они располагаются изолированно от детских комнат, но должны иметь удобную внутреннюю связь с ними.

В детских учреждениях на 140 мест и более устраивается зал площадью 75 кв.м. для проведения утренников, музыкальных и гимнастических занятий с детьми.

Физиологические особенности развития организма детей, интенсивность процесса роста, повышенная активность и обмен веществ, особая чувствительность к изменениям внешней среды, а также повышенная восприимчивость к инфекционным заболеваниям требуют создания и обеспечения оптимальных условий микроклимата.

Площадь и кубатура отдельных помещений должны обеспечить для каждого ребёнка достаточное количество воздуха, организацию определённого режима пребывания в них, а также позволить разместить необходимое оборудование, соответствующее возрасту детей.

В соответствии с этими требованиями площадь детской комнаты на одного ребёнка устанавливается по 2,5 кв.м. при высоте помещения не менее 3 м.

Несоблюдение указанных норм, как показали исследования, приводит к нарушениям воздушного режима и способствует повышению инфекционной заболеваемости детей.

Игральная-столовая

Основным местом для детей является детская комната – игральная-столовая площадью 50 кв.м. групповая – 62 кв.м., которые служат для занятий с детьми, игр, обедов, а групповая в дневных группах – и для сна детей, если нет веранд.

Детская комната имеет непосредственную связь с приёмной или комнатой для раздевания детей, туалетной, верандой и спальней. Для удобства наблюдения за детьми двери в этих помещениях делаются остеклёнными. В перегородках, отделяющих детскую комнату от веранды или спальни, желательно устраивать остеклённый проём.

Веранда

Веранды в детских учреждениях служат для сна детей на свежем воздухе. Поэтому они не отапливаются, имеют остекление не менее чем с двух сторон и площадь 30-36 м2.

Веранда должна иметь непосредственную связь с детской комнатой. Для предохранения от излишнего охлаждения между ними устраивают утеплённый тамбур.

В тёплом тамбуре или смежном с ним помещении располагают встроенные шкафы стеллажи с индивидуальными гнёздами-ячейками по числу детей для хранения спальных принадлежностей:

  • матрацев;
  • подушек;
  • одеял;
  • ватных мешков.

Спальня

Спальня в круглосуточных группах должна иметь площадь 36-50 м2. При групповых комнатах с дневным пребыванием детей предусматриваются помещения для хранения кроватей и спальных принадлежностей (кроватные и встроенные шкафы площадью 5 м2).

Медицинские помещения

Для изоляции заболевшего ребёнка в детском учреждении устраивается комната заболевшего ребёнка, а с круглосуточными группами – изолятор с отдельным выходом. Изолятор состоит из 2-4 палат, приёмной и туалетной. Палаты в изоляторе не должны быть проходными.

Особое значение имеет расположение группы медицинских помещений (палаты и кабинет врача), которые должны быть смежными и иметь остекленные перегородки для удобства наблюдения за детьми.

Гигиена детских учреждений: требования к освещению

Все основные помещения детских учреждений должны иметь хорошее естественное освещение. Этим обеспечиваеися правильная гигиена детских учреждений. В значительной степени это зависит от размещения здания на участке. Лучше всего, когда окна помещений смотрят на юг и юго-восток. Достаточное естественное освещение несёт огромную пользу:

  • повышает тонус;
  • увеличивает работоспособность;
  • сохраняет зрение детей;
  • хотя и косвенно, способствует лучшему санитарному состоянию помещений, так как солнечный свет убивает болезнетворных бактерий.

Естественное освещение помещений зависит от величины окон и площади их застекления. Однако необходимо определённое отношение площади застеклённой части окна к площади пола. Это отношение, так называемый световой коэффициент:

  • в основных помещениях детского учреждения должно быть не менее 1:4, 1:5;
  • а в других помещениях – не ниже 1:8.

При этом глубина помещений при одностороннем освещении (расположение окон с одной стороны помещения) не должна быть более 6 м, т.е. двойной высоты.

На достаточность освещения в детских комнатах влияет устройство оконных переплётов, расстояние верхнего края окна от потолка, которое должно быть не более 20-30 см, а высока светового проёма над полом не должна превышать 50-60 см. Такие подоконники как бы связывают детские комнаты с наружным пространством – участком детского учреждения. И создаётся впечатление его продолжения, что предупреждает утомление мышц глаза, так как дети могут смотреть вдаль.

Учитывая, что даже незначительное затемнение окон цветами ведёт к снижению естественного освещения, цветы следует располагать в простенках между окнами на переносных цветочницах.

Что влияет на качество освещения

На хорошее освещение влияет также окраска стен, потолка и мебели. Они должны быть светлыми, теплых тонов, максимально отражающих свет. Для защиты основных помещений от перегрева в жаркие летние месяцы предусматриваются солнцезащитные устройства – жалюзи и шторы на окнах.

Загрязнение окон может существенно уменьшить световой поток (запыленными стёклами задерживается до 30-40% световых лучей), проникающий в помещение, и особенно поток солнечного света, содержащего ультрафиолетовые лучи. Поэтому оконные стёкла надо систематически мыть изнутри помещений и не реже 3 раз в год с наружной стороны.

Достаточное искусственное освещение очень важно, особенно в зимнее и переходное время года, когда дети больше находятся в помещении.

Существенным является требование окраски стен и потолка в светлые тона, а оконных рам и подоконников – в белый цвет, максимально отражающих свет. Например, поверхности, покрашенные в белый цвет, отражают до 80-90% света, а в светло-зелёный цвет – до 46%.

Источники искусственного освещения должны создавать достаточную равномерную освещенность помещения, не изменять химико-физических свойств воздуха. Поэтому в детских учреждениях применяется как наиболее отвечающее гигиеническим требованиям электрическое освещение лампами накаливания или дневного света (люминесцентные). Если на каждый квадратный метр площади групповой комнаты будет приходиться не менее 25 ватт, то освещение в помещении общую мощность всех электроламп разделить на площадь помещений.

Нельзя использовать незащищенные лампы, так как они слепят глаза и образуют резкие тени. Равномерный рассеянный свет достигается применением специальной осветительной арматуры.

В детских учреждениях рекомендуется широко применять люминесцентное освещение. Оно создаёт равномерное освещение и спектр которого ближе к естественному дневному свету. Кроме того, люминесцентные лампы обеспечивают мягкий рассеянный свет. Он почти не даёт теней и бликов на освещаемой поверхности.

В системе общего искусственного освещения люминесцентными лампами рекомендуется применять эритемные лампы для компенсации ультрафиолетовой недостаточности. Это особенно важно для северных районов и в зимний период года. Большое значение имеет содержание ламп в чистоте.

Гигиена детских учреждений: оборудование детских учреждений

Оборудование детских учреждений должно соответствовать гигиеническим и педагогическим требованиям (обеспечиваться правильная гигиена детских учреждений). Нужно учитывать росто-возрастные особенности детей. Соответствующее росту и возрасту детей оборудование обеспечивает правильное положение тела и исключает излишнее напряжение организма во время занятий. Это очень важно в профилактике искривлений позвоночника и близорукости у детей.

Важным требованием является безопасность того или иного вида оборудования:

  • исключение возможности травматизма детей (отсутствие острых и режущих концов, выступов, ядовитых красок и пр.);
  • доступность его очистке (протирание влажной тряпкой и даже мытье):
  • окраска в светлые тона для обеспечения лучших условий освещения в помещении:
  • лёгкость и красота.

Неоспоримо и то огромное влияние, которое оказывает на эстетическое воспитание детей оборудование помещений и мебель, окружающая их. Оборудование в детском учреждении не должно занимать много места. Оно не должно мешать свободному передвижению детей и работе персонала. Каждая группа имеет определенный набор мебели.

Мебель

Игральные-столовые оборудуются манежами для грудных детей, горками-манежами для ползунков, детскими столами, стульями, диванчиками. Кроме того, устанавливаются:

  • полки и шкафы для игрушек, пособий и белья;
  • стол туалетный;
  • стол для аквариума и др.

В группах дошкольного возраста устанавливаются:

  • столы;
  • стулья;
  • диванчики;
  • шкафы для игрушек и строительных материалов;
  • витрина для книг;
  • стол для аквариума и др.

В детских комнатах должны быть столы 4-х или 6-тиместные (по числу детей) и стулья. Мебель подбирается в соответствии с ростом и пропорциями тела детей. Поэтому в каждой возрастной группе может быть мебель 2-3 размеров.

Обращайте внимание не только на то, чтобы мебель:

  • соответствовала росту детей каждой группы;
  • была подобрана на основе точного измерения роста каждого ребёнка;
  • имела соответствующие номера.

Необходимо следить также за тем, чтобы дети правильно сидели за столом, не наклонялись над ним и не приподнимали плечи, опираясь всей ступнёй на пол.

Стулья должны иметь отрицательную дистанцию сиденья, т.е. край сиденья стула должен заходить за край стола, обращённого в сторону ребёнка. Такая посадка является наименее утомительной и предохраняет от искривления позвоночника.

Расстановка мебели может быть разнообразной в зависимости от характера занятий. Однако столы следует всегда располагать ближе к свету. Во время учебных занятий (при лепке, рисовании, вырезывании и т.д.) необходимо столы расставлять таким образом, чтобы свет на рабочее место падал слева. Помимо мебели, в детских учреждениях имеются шкафы, желательно встроенные в стены, для хранения:

  • белья;
  • постельных принадлежностей;
  • халатов;
  • личных вещей;
  • одежды детей и др.

Предметы индивидуального пользования – гигиена детских учреждений

Большое педагогическое и гигиеническое значение имеет закрепление за каждым ребёнком предметов его индивидуального пользования: в комнатах для раздевания детей, спальнях, туалетных.

Выполнение правил личной гигиены тесно связано с приобретением гигиенических навыков и привычек, которые легче и быстрее всего прививаются в детском возрасте. Для этого в детских учреждениях должны быть созданы и постоянно поддерживаться необходимые условия.

Оборудование комнаты для музыкальных и гимнастических занятий обеспечивает проведение комплекса физических упражнений, соответствующего возрасту детей. Для дневного и ночного сна детей круглосуточных групп в спальнях имеются стационарные кровати, стулья или табуретки для одежды. В дневных группах для сна на веранде – раскладные кровати, которые убираются после сна в шкафы с целью использования веранд для прогулок в ненастную погоду. И стационарные, и раскладные кровати должны соответствовать росто-возрастным особенностям детей и иметь разные размеры в различных группах.

Для детских полотенец и предметов личной гигиены (зубные щётки, стаканчики для полоскания рта, расчёски и др.) устраиваются, шкафчики с индивидуальными ячейками в туалетной комнате. Здесь же имеются и шкафы с гнёздами для горшков. В специальном шкафу хранятся принадлежности для уборки туалетной комнаты.

В шкафах для хранения верхней детской одежды сделаны отделения для головных уборов, обуви и верхней одежды. А в приёмной младших преддошкольных групп они имеют вид стеллажей с гнёздами. Здесь же в комнате для раздевания и приёмных хранятся платяные и сапожные щётки, венички для очистки от снега. В приёмной для детей грудного возраста должен стоять пеленальный стол с полкой для предметов ухода за грудью матери и подставка для ног.

Шкафы

В групповых комнатах предусматриваются стенные или пристенные открытые низкие шкафы (можно под окнами) для хранения игрушек. Шкафы располагают рассредоточено, чтобы иметь возможность организовать игры небольших групп детей.

Столовая и чайная посуда для каждой группы хранится в шкафах в нише мойки или непосредственно в самой групповой или игральной-столовой. Умывальники, душевые, ванны, унитазы должны соответствовать росто-возрастным особенностям детей и гигиеническим требованиям. Они могут быть:

  • фаянсовые;
  • чугунные;
  • эмалированные;
  • с закруглёнными краями;
  • белые;
  • легко очищаемые.

Размеры их должны обеспечивать доступность пользования ими детьми.

Гигиена детских учреждений: температурный режим помещений

Температура в помещениях должна быть равномерной в течение суток, без резких суточных колебаний (перепады температуры допускаются 2-2,5°) и должна быть приятной для самочувствия детей.

Температура воздуха помещений поддерживается отоплением, причём любая система отопления должна обеспечивать необходимую температуру независимо от температуры наружного воздуха и не являться причиной загрязнения последнего.

При любом отоплении температура воздуха в основных помещениях групп устанавливается 20°, в медицинской комнате и туалетной ясельных групп 22° при относительной влажности воздуха 40-60%. В кухне и постирочной температура воздуха 18° при относительной влажности 60-70%. И в этом отношении наиболее гигиеничной является система центрального водяного отопления, которая, кроме того, легко поддаётся регулированию.

Для предохранения детей от ушибов и ожогов в детских комнатах отопительные приборы (радиаторы) ограждаются деревянными решётками. Для предупреждения пригорания пыли и загрязнения воздуха температура поверхности отопительных приборов не должна превышать 70-80°.

Печное отопление

Печное отопление разрешается в детских учреждениях небольшой вместимости и то в сельской местности. Оно имеет ряд недостатков (невозможность обеспечить равномерную температуру, загрязнение воздуха продуктами горения, опасность в пожарном отношении).

В случае, когда приходится прибегать к печному отоплению, используются печи большой теплоёмкости (с большим коэффициентом полезного действия), обеспечивающие суточные перепады температуры не более 2-5°. Устройство топок в помещениях групповых, игральных-столовых, спальнях и умывальнях при этом не разрешается.

Топка печей производится в отсутствие детей, рано утром, и заканчивается за 1,5-2 часа до их прихода. При наличии круглосуточных групп топить печи в ночное время запрещается.

В настоящее время в детских учреждениях начали применять лучистую систему отопления. При этом теплопередача осуществляется путём излучения от нагретых ограждающих конструкций, в толще которых заделаны отопительные трубы, обогреваемые паром или водой. Лучистая система отопления выполняется в трёх вариантах:

  • стенная;
  • потолочная;
  • подпольная.

Выбор зависит от места расположения отопительных панелей.

Лучистое отопление имеет большие гигиенические преимущества:

  • обеспечивает равномерную температуру в горизонтальном и вертикальном направлении;
  • повышенную температуру пола, что очень важно в детских учреждениях;
  • способствует сохранению чистого воздуха и др.

Такими мерами обеспечивается правильная гигиена детских учреждений.

Предыдущая запись
Эмпирическое отклонение: искажения слуха, зрения, вкуса, обоняния и осязания
Следующая запись
Гигиенические требования к пищеблоку в детском саду и организация питания
Добавить комментарий
Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *