В чём заключается философия познания Спинозы? В учении Спинозы присутствует мысль о параллелизме идей и вещей. Он не пытается выстраивать никакой иерархии между ними. Наоборот, он постоянно подчёркивает, что идеи и вещи являются двумя разными аспектами одного и того же события.
Исходя из этой мысли мы не должны различать ложные и истинные идеи. Они скорее отличаются по степени адекватности.
Формы познания Спинозы
На основе критерия адекватности Спиноза выделяет 3 рода (или формы) познания:
- эмпирическое;
- рациональное (рассудочное);
- интуитивное.
Эмпирическое познание
Оно даётся нам чувственно. Мы познаём какие-то частные явления. При этом образы этих явлений беспорядочны и часто не ясны.
Оно скорее не адекватно теоретически. Однако от него мы отталкиваемся. И в практической жизни это важнейший способ познания – самый главный.
Рациональное познание
Оно совершенно научно. Именно на основе рационального познания выстраивается математика, физика и другие наиболее точные науки. Оно уже основано на адекватных идеях.
Здесь полностью исключается неясность. Эти адекватные идеи общие для всех людей. Это такие идеи как:
- количество;
- форма;
- движение и т.д.
Помимо того, что эти идеи наиболее общи и люди понимают их ясно, в рациональном познании раскрываются связи следствия и причин, связи между идеями. Так мы можем восстановить цепочку причин.
Интуитивное познание
Наиболее полно идеи могут быть раскрыты в интуитивном познании, т.к. в нём мы видим вещи исходящими от Бога.
Интуитивная форма представляет собой озарение. В этом озарении мы понимаем саму сущность вещей. Это самый высокий уровень отчётливости, т.к. он не нуждается в доказательствах.
Иерархичность форм познания Спинозы
Иерархичность форм познания даёт нам понять, что рационализм Спинозы рационален только по своей форме. На самом деле он тяготеет к мистике, т.к. высшая степень познания – интуитивная. Чтобы познать сущность, мы должны стремится чувствовать и видеть вещи в Боге.
Спиноза пишет:
«Всякая идея, которая в нас абсолютна (то есть адекватна и совершенна), является истиной, так как идеи эти даны нам в Боге. А Бог, в свою очередь, оставляет сущность нашего разума».
Для Спинозы познание Бога не представляется неразрешимой задачей. Напротив, он утверждает, что возможно совершенно ясное и отчётливое познание Бога, т.к. человеческая душа обладает адекватным знанием Его сущности.
Сомнение же в природе Бога, которое мучило столько мыслителей долгое время, вызвано ложными сведениями о Боге и неясными, неадекватными идеями. Эти ложные идеи оставались чаще всего на эмпирическом уровне, иногда переходили на рациональный, но не достигали уровня интуитивного.
Таким образом, с повышением уровня познания, степень различения истинного и ложного также повышается.
Воображение, характерное для первого уровня, видит вещи случайными. Оно может совершенно перепутать идеи между собой, всячески их затуманивает. В то же время на рациональном уровне мы начинаем видеть вещи под знаком вечности. Мы видим их необходимыми. Такое видение и любовь к необходимости является целью всякого мыслящего человека.
Понимание необходимости у Спинозы даже в некоторой степени напоминает нам стоиков, т.к. он не признаёт свободной воли. Всё в мире необходимо. Душа всегда желает чего-либо по причине.
Таким образом, этика становится на путь интеллектуализма, а воля приравнивается разуму. Здесь уже мы можем упомянуть не столько стоиков, сколько самого Сократа.
Практическая польза теории познания Спинозы
Спиноза заботится также о практическом применении своей теории. Он оговаривает её полезность, выделяя 4 основных пункта.
- В первую очередь, правильно познавая, мы действуем по воле Бога, т.к. являемся частью Его природы. И в нашем познании мы познаём Бога, что приносит нам счастье. Таким образом, подчинение судьбе, подчинение божественной воле и представляет собой свободу.
- Во-вторых, в нас, в каждом индивиде вырабатывается стойкость духа по отношению к превратностям судьбы. Так как всё необходимо вытекает из вечного Божьего закона, мы не можем спорить с чем-либо и называть что-то неправильным. Мы должны смиряться и принимать нашу судьбу мужественно.
- На общественном уровне мы также не поддаёмся никаким низким аффектам, не завидуем, не насмехаемся над своими ближними. Но мы довольствуемся тем, что имеем. Мы помогаем ближними под руководством не страстей, а рассудка.
- И не менее полезна такая этика и гносеология будет на политическом уровне. Управление гражданами будет состоять не в слепом подчинении себе, а политики будут осведомлены о всеобщем исполнении долга. И эта идея будет внушаться всем людям. Согласно ей и должно функционировать государство.