В чём заключается идея духа Гегеля? Философ считал, что нельзя предварительно вводить какие-то основные понятия в философскую систему. Мы должны понимать саму систему и принимать её по мере продвижения от одной её части к другой.
Гегельянство: основные идеи
Традиционно выделяют 3 главных идеи, на которых держится гегельянство:
- реальность как таковая – это бесконечный дух;
- жизнь духа (как и познание) происходит диалектично, развивается в диалектике как в гегелевском методе мышления;
- существует некий спекулятивный элемент, который позволяет этому бесконечному развитию диалектики преодолеваться и завершаться.
Спекулятивный элемент считается самым важным новаторством Гегеля в философии.
Какова реальность мира по Гегелю?
Действительность или реальность, всё сущее, что окружает нас, не является субстанцией. Это бесконечный дух (или бесконечный субъект).
В первую очередь такое определение наводит на поиск параллелей с философией Фихте. Сам Гегель это осознаёт, поэтому спешит раскритиковать философа Фихте и его систему.
У Фихте всё происходило из бесконечного абсолютного «Я». «Я» неустанно действовало, развивалось и в итоге определяло собой «не Я» (то есть что-то противоположное себе). Из «не Я» мы получаем определённое ограниченное «Я», которое постоянно стремится к пределу. Но этот предел недостижим.
Гегель называет такой процесс «дурной бесконечностью». В «дурной бесконечности» мы наблюдаем разобщённость сущего и должного.
Дальше Фихте продвинулся философ Шеллинг (который был другом и до некоторого времени даже учителем Гегеля). Шеллинг сводит «Я» и «не Я» к абсолютному тождеству.
«И это похвально» – говорит Гегель.
Но в таком тождестве границы между ними размываются. В итоге вместо чёткого единства перед нами предстаёт неопределённость.
«В темноте все кошки серые» – шутит Гегель.
Такое тождество безразлично.
Как же разрешить этот вопрос?
Идея духа Гегеля (схема мышления и мироустройства)
Гегель предлагает свою схему, которая будет действовать во всех его сочинениях и в его системном образе мышления. В схеме есть 3 момента:
- самопорождения Духа;
- самоопределение;
- преодоление и возвращение к бесконечному.
Второй момент (самоопределение) является ограничением. А всякое ограничение уже является и отрицанием. То есть определяя вещь, мы одновременно с этим отрицаем и всё остальное. Для Гегеля это подобие смерти.
Здесь начинается борьба положительного и отрицательного. Так что определённость необходимо должна быть преодолена. И она преодолевается.
Третий момент означает преодоление и возвращение к бесконечному, но уже в новом качестве. Это осознанное возвращение, на порядок выше.
В такой схеме всё предстаёт связанным:
- от частного мы можем перейти ко всеобщему;
- от сущего – к должному;
- от реального – к разумному.
Идея духа Гегеля: главное отличие философии Гегеля от философии предшественников
Главное отличие Гегеля от всех его предшественников состоит в том, что дух не определяется как какая-то субстанция. Он определяется как весь этот процесс, состоящий из всех этих 3-х ступеней.
По Гегелю дух – это единство, множественно создающее себя.
Но таким образом существует не только какой-то отдельный от мира Абсолют, но и весь мир. Это способ существования действительности. Можно наблюдать это как в части мира, так и в целом, в каждом моменте реальности.
Философ приводит знаменитый пример с цветком. Цветок сначала существует как бутон. Затем появляется цветок. Затем – плод. Но в каждый момент несмотря на то, что все эти вещи совершенно различны, цветок один и тот же (у него одинаковая сущность). Гегель пишет:
«Текучая природа заставляет их быть в то же время моментами органического единства, где они не только не противоречат друг другу, но ни один не менее необходим, чем другой. И только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого».
Самопознание духа
В такой же трёхчастной схеме происходит и самопознание духа:
- бытие в себе;
- инобытие или «бытие для другого»;
- возвратное бытие в себе и для себя.
Эти 3 этапа иначе обозначаются как:
- «порождение»;
- «конфликт»;
- «возвращение».
Каждому виду бытия отвечает что-то своё:
- «бытию в себе» отвечает идея;
- «инобытию» – природа;
- «возвратному бытию» – дух.
Каждый вид бытия изучает своя область философии:
- идеи изучает логика;
- природу – естественная философия;
- дух – философия духа.
По такой структуре построена вся реальность. Нет ничего вне Абсолюта. Всё происходит из него и разрешается в нём. Сущее, таким образом, представляет собой идею в развитии. Это очень красивая насыщенная схема, согласно которой Гегель заявляет:
«Всё есть мысль».
Панлогизм Гегеля
В этом состоит панлогизм Гегеля (как окрестили это критики). Вся наша действительность разумна, так как является определением мысли в движении. На Гегеля здесь повлияло древнегреческое понятие Логоса, и особенно его понимание Гераклитом как «мирового закона».
На первый взгляд может показаться, что жизнь и действительность полна каких-то ужасных происшествий, совершенно нелогичных. Но чтобы достичь истины, дух должен преодолевать ограниченность и смерть, которые есть ограниченностью и отрицанием. Дух должен сохранить себя в ней в таком преодолении. Дух в таком противостоянии опустошается, но и вновь заявляет о себе, вновь утверждается.
Мы не можем выделять какую-то отдельную субстанцию в мире и давать ей определение. Только в соотношении с остальным в самом процессе субстанция получает наличное бытие: т.е. бытие в движении (то которое у неё по праву и есть) и свободу.